Законопроект об ограничении работы с ФЛП: пять аргументов Минсоцполитики в его защиту
Инициатива Министерства социальной политики Украины относительно борьбы с незадекларированным трудом породила вокруг себя бурные дискуссии. Представители бизнеса, особенно IT, увидели в ней инструмент, который может значительно усложнить заказчикам работу с физическими лицами-предпринимателями (ФЛП), и выступили против ее принятия.
В Минсоцполитики ответили, что их целью было не ограничить работу ФЛП или увеличить налоговые поступления от предпринимателей, а защитить сотрудников от недобросовестных работодателей, которые за счет подмены полноценного трудового договора гражданско-правовым нарушают их права.
transport-trust.ru разбиралось, что предусматривает инициатива Минсоцполитики, и как в ведомстве объясняют наиболее спорные моменты.
Что предлагает Минсоцполитики и в чем проблема
В законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда" Минсоцполитики предлагает определение трудовых отношений как "отношения между работником и работодателем, которые предусматривают выполнение лично работником за вознаграждение определенной работы под руководством и контролем работодателя с обязательным соблюдением правил внутреннего трудового распорядка".
Для более четкого определения факта наличия трудовых отношений между сторонами в ведомстве определили семь критериев:
- работник периодически (два и больше раз) получает вознаграждение в денежной или натуральной форме за работу или услуги для заказчика;
- он выполняет задачу лично в рамках конкретной квалификации, профессии или должности по поручению и под контролем заказчика или его уполномоченного лица;
- вознаграждение за выполненную работу является единственным источником дохода исполнителя или составляет 75% (и больше) его дохода в течение 6 календарных месяцев;
- работник выполняет задание на определенном заказчиком рабочем месте с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
- задачи, которые выполняет работник, схожи с задачами штатных сотрудников заказчика;
- заказчик организовывает условия труда, предоставляет оборудование, инструменты или рабочее место;
- заказчик устанавливает длительность рабочего времени и времени отдыха;
Если три и более критерия совпадают, то такие отношения считаются трудовыми. И если они происходят без заключения трудового договора, работодателю грозит штраф в размере 125 190 грн.
Именно эти критерии и вызвали беспокойство среди представителей бизнеса — под большинство из них (или под три, чего уже достаточно для штрафа) подпадает практически любой исполнитель, выполняющий работу для заказчика по договору как физическое лицо-предприниматель. И, по сути, тем, кто сотрудничает с физлицами-предпринимателями придется либо оформлять с ними трудовые отношения, либо разрывать их, либо платить штраф.
Особенно сильно от инициативы правительства может пострадать перспективная и стремительно развивающаяся в Украине сфера IT, ведь значительная часть специалистов в ней работают именно как ФЛП на аутсорсе.
В Минсоцполитики же настаивают — в большинстве случаев совокупность таких критериев будет указывать на скрытого сотрудника, который под видом ФЛП является участником трудовых отношений. А сам перечень критериев позволит сотрудникам контролирующих органов выявлять такие нарушения законодательства.
Аргументы Минсоцполитики и Гоструда
1. Семь критериев, определяющих наличие или отсутствие трудовых отношений, основаны на международном опыте
При подготовке законодательной инициативы Минсоцполитики руководствовалось критериями, которые определены в Рекомендации о трудовом правоотношении Международной организации труда (МОТ) №198.
Рекомендации МОТ. Скриншот: zakon.rada.gov.ua
При этом на сегодняшний день инспекторы труда, осуществляя контрольные мероприятия, руководствуются основами этих рекомендаций, отмечает заместитель директора Департамента по вопросам труда Государственной службы по вопросам труда Елена Коновалова.
2. В Минсоцполитики не пытались ограничить в работе ФЛП. Цель законопроекта — урегулировать трудовые отношения работодателей и исполнителей
В Минсоцполитики утверждают, что ключевым заданием законодательной инициативы было обеспечить Гоструда и инспекторов труда четким инструментарием, который позволит определить наличие трудовых отношений в каждой конкретной ситуации. Об этом в ходе дискуссии о нормах законопроекта, организованной консалтинговой компанией PwC Украина, заявил генеральный директор Директората норм и стандартов достойного труда Минсоцполитики Юрий Кузовый.
"Законопроект был направлен в первую очередь на те случаи, когда в принципе не оформляются никаким образом отношения между лицом, которое предоставляет работу, и которое ее выполняет", — сказал он, добавив, что в тексте проекта не упоминаются ни ФЛП, ни субъекты хозяйствования.
Вторая задача инициативы — не задевая реальных ФЛП и субъектов хозяйствования, отделить тех, кто в силу законодательных возможностей маскирует реальные трудовые отношения под гражданско-правовые договора, утверждает Кузовый.
Практический же способ такого разделения, как утверждают в ведомстве, готовы обсуждать.
3. Наличие или отсутствие трудовых отношений будут определять по совокупности критериев, оценивая конкретную ситуацию в целом
По словам Елены Коноваловой, проект закона определяет четкие критерии, в которых нет места личностному подходу и мнению инспектора труда. Однако у представителей бизнеса вопросы вызывает каждый из них. Например, как трактовать понятие периодичности вознаграждения для исполнителя заказа. Как объясняет руководитель экспертной группы по вопросам трудовых отношений Минсоцполитики Никита Суетин, периодичность выполнения работы будет подчеркивать наличие по крайней мере двух выплат одному исполнителю.
Однако, с точки зрения бизнеса, под каждый из семи критериев (по крайне мере под три из них одновременно) может подпадать любое ФЛП. И по факту каждый из них оказывается в уязвимом положении.
В ответ на это опасение в Минсоцполитики и Гоструда утверждают, что инспектор труда оценивает каждую ситуацию в целом и фактическое состояние отношений, а не реагирует на один конкретный момент в них.
"Каждый из критериев не является самодостаточным, не определяет наличие трудовых отношений. Он является признаком тех или иных отношений, и может присутствовать в любых из них, — говорит Юрий Кузовый, — Критерий работает в совокупности".
Более того, критерии в законе выписаны полностью, подчеркивают в Минсоцполитики. Например, это касается критерия, предусматривающего, что исполнитель выполняет задачу лично в рамках конкретной квалификации, профессии или должности по поручению и под контролем заказчика. Только при условии наличия всех признаков, описанных в нем, можно сказать, что он используется, объясняет Кузовый.
4. Проект закона можно доработать
До 6 марта предложения Минсоцполитики были доступны для общественного обсуждения. В ведомстве отмечают, что это было нужно для того, чтобы оценить реакцию общественности и понять, подходят ли принципы и критерии, которые определила МОТ, для применения в законодательстве Украины. Более того, дискуссия относительно критериев, определяющих факт наличия трудовых отношений, тоже открыта, заявил Юрий Кузовой.
Например, спорным остается пункт, предусматривающий, что работа на заказчика является единственным источником или составляет 75% дохода исполнителя за 6 календарных месяцев. Так, заказчик не всегда может убедиться, что в случае с конкретным исполнителем он не применяется. По словам Кузового, в Минсоцполитики сейчас пытаются найти выход из этой ситуации.
5. По данным Госстата, порядка 3,5 млн украинцев работают в тени
Эта цифра, хоть и является очень большой, не окончательная, отметила Елена Коновалова.
И такое положение вещей, по ее словам, выгодно лишь тем работодателям, которые манипулируют действующим законодательством, работают в тени и снижают свою налоговую нагрузку. За счет этого у них есть возможность предложить на рынке более выгодные условия потребителям.
Страдают же от этого и сотрудники, которые не получают социальную защиту, их конкуренты, которые оформляют трудовые отношения, и государство, которое недополучает налоги.
Таким образом, не стоит упускать из виду еще одну возможную цель государства — пресечь попытки бизнеса экономить на уплате налогов за счет подмены трудовых договоров гражданско-правовыми.
Так, сейчас ФЛП платит 5% налога от полученных доходов и 918 грн/месяц единого социального взноса (ЕСВ). При переходе на трудовой договор платить уже придется в рамках полного налогообложения 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. Еще 22% ЕСВ должен будет платить работодатель.
Однако для представителей малого бизнеса эта нагрузка может быть слишком большой, что также не мешало бы учесть разработчикам ставшего уже скандальным законопроекта.