В центре внимания
Компрессоры: производство и поставки

Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"

20.07.2018 21:49

Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"

9-й Одесский кинофестиваль открыла исландская лента Бенедикта Эрлингссона "Женщина на войне", произведенная совместно Исландией, Францией, Украиной при поддержке многочисленных фондов и партнеров, в том числе Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Ее премьера состоялась в параллельном конкурсе Каннского МКФ "Неделя критики", где она получила специальный приз французского Общества драматургов и композиторов (SACD).

В картине тонко перемешаны драма и комедия, а темы общечеловеческого страдания, связанные с экологией и войной, оттенены личными, интимными переживаниями героини — учительницы музыки и руководителя любительского хора, которая под боевым псевдонимом "Горянка" встает на борьбу с тяжелой промышленностью Исландии и одновременно пытается удочерить ребенка из Украины.

Главную роль, пожалуй, физически изматывающую даже больше, чем эмоционально, талантливо исполнила Халлдора Гейхардсдоттир.

Рассказывая историю "женщины на войне", регулярно устраивающей аварии местных систем энергообеспечения, автор тонко сопрягает реализм, и даже определенный натурализм, и художественную искусственность. Натурализм проявляет себя в сценах диверсий, которые устраивает героиня, и сценах ее тяжелого бега от полицейских и спецслужб по живописной исландской местности. Искусственность отсылает к самим истокам кино — движущегося изображения, понятного без слов, но, на всякий случай, дополненного живой музыкой, комментирующей происходящее на экране.

Во время показов немого кино музыка звучала рядом со зрителями — в зале. В "Женщине на войне" "таперы" находят место в самом кадре, рядом с главной героиней. И из мимолетного курьеза превращаются в полновесных действующих лиц истории. Они являются "звучными" свидетелями происходящих событий, предваряя, раскрывая и комментируя их для публики, и, в то же время, — своеобразными порождениями эмоций героини, зависящими от нее. Так новость, что ее ждет 4-летняя девочка из Дружковки, вплетает в звуковое пространство фольклорные украинские мотивы.

Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"

Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"

Выигранная битва: о фильме "Женщина на войне"

Неприятному техницизму (и политике и глобальной экономике, как его проявлениям) авторы фильма противопоставляют человеческие отношения, основанные на родственных связях. И "кровное" взаимодействие (кровь играет в "Женщине на войне" важную роль) становится одним из предметов теплой иронии Бенедикта Эрлингссона. Героине помогают сестра (образ весьма необычен, больше говорить не следует, чтобы сохранить интригу) и "возможный" кузен (ее дедушка был неистов в любви, донжуанствуя в окрестных селах, так что родство более чем вероятно, но официально не подтверждено).

Украина тоже представлена на экране двояко — и техническими, и родовыми проявлениями. Пусть и совсем чуть-чуть ("a little bit", как говорит сотрудница неуютного детского дома в исполнении Елены Лавренюк, характеризуя свое знание английского языка).

Плавный переход от исландских ландшафтов к отечественной промышленной серости — один из наиболее впечатляющих кадров картины.

А финальная сцена, заливающая все водой, — пожалуй, наиболее загадочный из ее эпизодов, открывающий ларец множественных интерпретаций.

Картина заслуживает широкого зрительского внимания и внимательного позитивного обсуждения. И стоит надеяться, получит и то, и другое. "Женщина на войне" выходит в украинский прокат совсем скоро — уже 16 августа. Дистрибьютор — "Артхаус Трафик".

Тизер к музыкальной теме

Источник

Читайте также