В погоне за "Мрией": как правоохранители "штормят" суда под украинским флагом
Для задержания судна были привлечены береговая охрана, отряд спецназа, государственные буксиры и даже военные судна. Сложно представить, что такое возможно было бы с судном под иностранным флагом, что в принципе объясняет, почему танкеров под украинским флагом можно перечислить на пальцах одной руки. transport-trust.ru разбиралось в этой громкой истории с большим количеством вопросов.
В поле зрения крымского СБУ "Мрия" попала в начале августа, на 11-й месяц работы в порту Херсона под украинским флагом. Танкер обвинили в том, что летом 2015 года он четыре раза незаконно заходил в порт "Севастополь". Для большего медийного резонанса СБУ заявила, что судно поставляло топливо для нужд российского военного флота.
Летом 2015 года этот танкер назывался VILGA, принадлежал российской судоходной компании "Маршалл" (Астрахань) и ходил под российским флагом. В июле 2018 года его купила британская Felina Development LP, а в сентябре танкер был растаможен и зарегистрирован в Украине киевской компанией ООО "Тефин" — фрахтователем судна. С того времени танкер носит название "Мрия" и регулярно перевозит топливо в Херсон.
"Ни действующий судовладелец, ни команда судна не имеют никакого отношения к событиям 2015 года. Они не могут нести ответственность за действия предыдущих собственников. В соответствии со статьями Уголовного кодекса, указанными в определении следственного судьи, танкер не может быть объектом преступления. Ответственность могут нести исключительно лица, которые по состоянию на 2015 года владели судном", — заявил директор в ООО "Тефин" Данил Чалый.
Расследование в отношении "Мрии" проходит в рамках уголовного производства, открытого еще в октябре 2014 года. В разные периоды времени в нем фигурировали около 10 суден, которым инкриминировались похожие с "Мрией" нарушения. Это буксиры Aliot, "Витязь", контейнеровозы Ulus Sky, Amur 2521, Nadalina, Нефтерудовоз 45М и многие другие. При этом за пять лет ни одному из лиц в этом производстве обвинительный приговор вынесен так и не был, но скандалов при этом было предостаточно.
Например, в феврале 2016 года представитель судовладельца танкера Aliot был задержан в здании Генпрокуратуры, когда принес взятку 12,5 тысяч долларов за снятие ареста с судна. В мае 2016 года действиями прокуратуры заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро, обвинив прокуратуру в "безосновательном инициировании ареста судна "Витязь".
Так или иначе все вышеперечисленные судна спустя какое-то время были отпущены и сейчас свободно курсируют в Черноморском бассейне, в том числе в украинских водах. Но ни один из судов-нарушителей не казался прокуратуре и СБУ столько опасным, чтобы привлекать военные судна для его захвата в нейтральных водах.
На абордаж!
Первый раз на борт "Мрии" правоохранители высадились вечером 10 августа, когда танкер выгружал очередную партию дизельного топлива в Херсоне. СБУ искала на судне подтверждений захода в порт Севастополь, но исходя из перечня изъятых доказательств, обнаружить что-либо ценное не удалось. Как и не удалось с первого раза заблокировать корабль: 13 августа суд отказал прокуратуре в аресте, и он свободно покинул порт.
19 августа Апелляционный суд все же арестовал "Мрию" (по данным наших источников, в результате давления со стороны СБУ). На тот момент танкер находился в 25 км от побережья Украины, выполняя контракт на бункеровку иностранного судна, следовавшего из Одессы в румынскую Констанцу.
"С точки зрения морского права задержание судна является чистой воды пиратством: судно находилось в нейтральных водах", — считает партнер юридической компании Fincord Андрей Ярмольский, представляющий интересы судовладельца.
По словам адвокатов ООО "Тефин", в ночь на 20 августа, когда танкер находился в нейтральных водах, к нему причалил катер береговой охраны под предлогом проверки на наличие запрещенных веществ — наркотиков, оружия и прочего. Во время осмотра судна и составления протокола к "Мрие" подошло еще несколько катеров со следователями СБУ и в сопровождении военных суден.
"Осмотр береговой охраны был использован в качестве предлога для проникновения на судно следователя СБУ и прокуратуры", — говорит Ярмольский.
Вооруженный погранотряд "Дозор" и следователи СБУ потребовали от капитана направить танкер в Херсон, объясняя это постановлением суда об аресте. Поскольку на момент захвата судно выполняло контракт на бункеровку и было загружено топливом компании-нерезидента, капитан следовать в порт отказался. После чего команда под угрозой применения оружия была изолирована в каюте, якорная сеть перебита и груженный топливом танкер несколько часов до прибытия буксира свободно дрейфовал.
Затем в течение четырех дней с использованием трех буксиров судно принудительно оттащили сначала в Южный, а затем в Херсон.
"Буксировка загруженного топливом танкера строго запрещена техникой безопасности, но такие мелочи пограничников и СБУ не остановили. Уже в устье Днепра судно едва не село не мель", — отметил директор ООО "Тефин" Даниил Чалый.
В прокуратуре АР Крым, СБУ и погранслужбе ситуацию не комментируют. Скоро два месяца, как судно обездвижено, в танках 2,5 тысяч тонн нефтепродуктов зарубежной компании, но никому и ничего правоохранители так и не предъявили. Крымская прокуратура была вынуждена открыть новое дело по эпизоду захода в Крым, в рамках которого выписала подозрение российскому капитану, который управлял танкером VILGA на тот момент. К нынешним владельцам и команде вопросов ни у кого нет, но при этом арест сохраняется. Мало того, 7 октября следователь СБУ через суд передал танкер на сохранение в Нацагентство по определению, поиску и управлению активами, полученными коррупционным или другим преступным путем.
Сколько заплатим за "праздник"?
Осознают ли украинские силовики, какие последствия будет иметь их деятельность? Начнем с малого: во сколько госбюджету обошлась 4-х дневная операция по принудительной буксировке танкера в Херсон, и кто ее санкционировал? Только сама работа морского и двух речных буксиров, по оценкам портовых операторов, обошлась минимум в $50-60 тысяч (1,25-1,5 млн грн). Эта цифра не учитывает затраты на сопровождение военными кораблями, катеров погранслужбы, вооруженного отряда ДОЗОР и прочих "операционных расходов", оценить которые, в отличие от услуг буксиров, невозможно.
Несоизмеримо дороже Украине обойдется влияние херсонского процесса на инвестиционный имидж Украины. Воюющая страна тратит непомерные ресурсы на захват судна под своим же флагом. Нефтепродукты компании-нерезидента, которые как правило находятся в собственности у банка, блокируются без каких-либо внятных причин. В глазах Европы и мира мы остаемся опасным и непонятным государством, где один таможенник, прокурор или СБУ-шник может вершить судьбы больших и малых компаний, которые этих чиновников и содержат, уплачивая налоги в бюджет. Нелогичная и странная история, от которой цивилизованный мир старается держаться в стороне.