"Укравтодор" возглавит председатель "картеля"?
В мае глава "Укравтодора" Александр Кубраков будет уволен. Вместо него агентство возглавит руководитель Национальной ассоциации дорожников Украины, которую также называют "дорожным картелем" — Тарас Сиротинский.
Эту версию озвучил в своем блоге и на странице в facebook редактор издания "Наші гроші" Юрий Николов.
Кратко и по делу в Telegram
Как будто в подтверждение премьер-министр Денис Шмыгаль недавно назначил Сиротинского своим советником, а Кабмин изменил порядок назначения замов в "Укравтодоре".
Кто такой Тарас Сиротинский
По данным издания "Наші гроші", президент НАДУ Тарас Сиротинский стал одним из семи внештатных советников Шмыгаля. Как написал в своем блоге редактор сайта Юрий Николов, Сиротинский займет место советника, который отвечал за медиа-сопровождение проекта "Большое строительство".
Сиротинского называют главой "дорожного картеля" — группы компаний, которые почти монопольно выигрывают большинство тендеров на строительство дорог национального значения. В НАДУ входят, например, "Автомагистраль-Південь", "Онур Конструкцион Интернешнл", "Ростдорстрой", "Техно-Буд-Центр", "Транс лайн групп", "Дорожное строительство "Альтком", "Автодор", "Дрог-Буд Украина".
За 2018-2019 годы эти компании собрали почти половину подрядов с 112 млрд. грн., которые "Укравтодор" раздал на строительство, ремонт и содержание дорог.
По данным "Наших грошей", фирма "Дрог-Буд Украина", в которой работает Сиротинский, была основана украинскими и польскими бизнесменами в 2016 году, когда "Укравтодор" возглавил поляк Славомир Новак. При этом среди владельцев "Дрог-буда" оказался поляк Здзислав Ян Новак.
На сегодня фирма выиграла тендеров на дорожное строительство на 297 млн грн., большинство из этой суммы компания получила от Службы автомобильных дорог в Львовской области, которую в 2010-2012 годах возглавлял Сиротинский. Стоит добавить, что уже после 2014 года Сиротинский также был членом правления ГАК "Автомобильные дороги Украины" в период, когда ее возглавлял его нынешний идеологический оппонент — глава Всеукраинской ассоциации дорожников Артем Гриненко.
Читайте также: Львовский ресторатор и однокурсник Богдана Андрей Дурягин стал советником в "Укравтодоре"
Также его компания фигурировала в уголовном производстве вместе с еще одним участником ассоциации — "Техно-Буд-центр". Дело было связано с завышением стоимости работ в Тернопольской области на 4,32 млн грн.
Жена Наталья Сиротинская является владельцем фирмы "Евробан-Запад", которая занимается строительством. Руководителем значится Юрий Бондаренко, который также владеет фирмой "Камион-транс". Дочь Оксана Сиротинская владеет долей компании (14%) "Еврошлях-2018". Руководителем этой фирмы значится сын руководителя фирмы жены — Олег Бондаренко.
"Наші гроші" отмечают, что Сиротинский особенно активно выступает за сохранение ряда дискриминационных требований "Укравтодора", которые помогают компаниям "картеля" получать дополнительную прибыль.
Среди них — наличие опыта выполнения аналогичных работ на ту же сумму, на которую претендует участник тендера, для той же категории дорог. Оппоненты "Укравтодора" и НАДУ уверены, что это норма, отсекающая основную часть потенциальных участников дорожных закупок. Утвердить соответствующие методические рекомендации Минэкономразвития сможет после 19 апреля.
Чем Сиротинский поможет Шмыгалю
Назначение Сиротинского случилось одновременно с усилением влияния премьер-министра Дениса Шмыгаля на "Укравтодор", отмечают "Наші гроші". В частности, правительство 1 апреля внесло изменения порядок назначения главы агентства и его замов. Теперь Кабмин самостоятельно может назначать главу автодора, а заместителей премьер вообще может определять единолично.
По мнению Юрия Николова, назначение Сиротинского советником — это первый шаг к отстранению от управления "Укравтодором" его нынешнего главы Александра Кубракова.
"У Кубракова якобы в мае заканчивается испытательный срок, и встанет вопрос продления контракта. Тогда можно будет его выгнать и повесить на него какой-нибудь тактический факап с любой дороги", — отмечает журналист. Именно для этого случая якобы и был подготовлен сценарий с расширением полномочий Кабмина в "Укравтодоре".
Читайте также: "Советник по откатам" и "тайный офис": СМИ рассказали об окружении Криклия
Николов пишет, что после назначения советником, Сиротинского, скорее всего, назначат на формальную должность в "Укравтодоре", дальше перевод на должность заместителя, снятие Кубракова за любую оплошность и назначения замглавы исполняющим обязанности председателя "Укравтодора". "Картель закроется на всех уровнях", — написал журналист.
По его словам, Сиротинский ближе Шмыгалю, чем Кубраков и другие выходцы из организации BRDO предыдущего премьера Алексея Гончарука.
"В отличии от мальчиков-тусосвщиков эти мужчины (Сиротинский и Шмыгаль — ред.) давно делали карьеру на госслужбе. Когда Шмыгаль в начале 2010-х взбирался по [карьерным] ступеням в Львовской облгосадминистрации — Сиротинский возглавлял Львовскую службу автодорог (филиал "Укравтодора")", — отмечает Николов.
По его словам, осталось лишь дождаться, пока Кубраков проведет через Минэкономики "заточки" в Методрекомендации для дорожного строительству, а также "проведет по быстрому еще тендеров миллиардов на 30 для "картеля" (да, это вопрос ближайших недель), и после этого он станет окончательно не нужным картелю". "У картеля есть собственные менеджеры, которых можно поставить на потоки. Зачем картелю откатывать процент в пользу чуждых лиц?", — пишет Николов.
По его мнению, после принятия Методрекомендаций и получения дополнительной поддержки премьер-министра, "картель" усилит свои позиции и фактически превратится в "герметичную" организацию.