Украинские пилоты назвали свои причины крушения самолета в Шереметьево
В воскресенье, 5 мая, при заходе на посадку в московском аэропорту "Шереметьево" потерпел крушение принадлежащий "Аэрофлоту" лайнер SSJ100. Самолет выполнял рейс из Москвы в Мурманск, но был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По словам командира разбившегося SSJ100 Дениса Евдокимова, у лайнера отказала электроника после удара молнии. Посадка получилась жесткой и при ударе об полосу загорелось топливо лайнера, что стало причиной пожара. Жертвами трагедии стал 41 человек.
transport-trust.ru поговорили с бывшими пилотами о возможных причинах трагедии и правильности действий пилотов.
Сергей Любимов, бывший пилот и командир корабля 1-го класса, летал на самолетах А-26, Ту-134, Ан-24, Ан-74, Ан-72
— В момент катастрофы была гроза над аэродромом и рядом был грозовой фронт. При подготовке к полету экипаж должен был выяснить погоду на аэродроме вылета, на аэродроме прибытия и на запасном аэродроме. В том числе и по маршруту полета. В зависимости от данных на момент вылета по данному маршруту, командиром принимается решение.
Когда молния ударила в самолет и экипаж принял решение возвращаться на аэродром вылета — это было правильное решение. Но нужно было учесть тот факт, что для того, чтобы совершить аварийную посадку, нужно максимально облегчить самолет. У них этой возможности не было из-за отказа радиоэлектронного оборудования. Почему самолет ударился об полосу? Тут можно предположить два варианта: это могла быть ошибка пилота и метеорология. Если в районе аэродрома гроза — у пилотов есть такое явление, как сдвиг ветра. Это резкое изменение направления и скорости ветра. Когда самолет заходит на посадку, его рассчитывают так, чтобы он заходил на встречу ветру. Если резко меняется направление и скорость ветра — всегда идет "болтанка" самолета. Бывают сильные и большие сдвиги ветра. Особенно они характерны для грозовой ситуации. При резкой смене скорости ветра, поворачивается хвост самолета. Самолет теряет скорость, аэродинамика у него ухудшается, подъемная сила крыла снижается и самолет просто падает. Самолет начинает "прыгать по полосе" и амплитуда его с каждым скачком увеличивается. В этом случае самолет может и на нос упасть, и на крыло. В данном случае, самолет в Шереметьево на четвертом скачке упал на крыло. Вследствие нагрузки на шасси, последнее разрушилось — пробило крыло и бак. В результате, произошло возгорание. Конечно, определить причины катастрофы можно будет только после расшифровки черных ящиков. Но я считаю, что это может быть одной из вероятных причин катастрофы.
Официально причины трагедии пока Москва не называет. Но президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжев также причину катастрофы называет метеоусловия и правильность действий пилотов. "Сейчас можно говорить, что попадание молнии в исправный самолет не должно вызывать отказов радиосвязи или электроники. Расследование будет оценивать несколько факторов: самолет оснащен локатором, почему он влетел в грозу? Почему было принято решение не вырабатывать топливо, а садиться с полными баками? Превышение посадочной массы и посадка в режиме Direct Mode (при неработающей электронике, когда самолет управляется механически)".