У нас отсутствует культура потребления качественного города — девелопер Андрей Ваврыш
В течение 5 лет девелопер Андрей Ваврыш проработал заместителем директора департамента градостроения и архитектуры КГГА. За это время был разработан электронный кадастр и создана транспортная модель Киева, которая сейчас к сожалению, не используется.
В последние два года Андрей Ваврыш развивает собственную компанию SAGA Development, которая известна такими проектами как Rybalsky, New York, Chikago и "Новый Подол". В интервью transport-trust.ru Ваврыш рассказал, на что стоит обращать внимание при покупке квартиры, а также поделился своим видением развития столицы.
В 2002 году в Киеве был принят Генеральный план, но фактически он не работает. Как результат — хаотичная застройка и регулярные строительные скандалы. Почему так происходит?
Корни этого явления нужно искать еще в послевоенное время, когда город активно застраивался. Главной задачей советских архитекторов было не построить удобный город, а расселить трудовые ресурсы. Советский генплан расписывал где, кому, сколько нужно санстанций, школ, садиков, больниц и т.п. Шаг вправо, шаг влево в Генплане не предусматривалось. Только эти города какие-то кособокие — одного гастронома на районе не хватает, инфраструктуры нет, конкуренции нет, людям неудобно.
Да, улицы широкие есть, а жизни нет, удовольствия нет, счастья нет. Среда не стимулирует к развитию, к совершенствованию, к реализации человеческого потенциала.
То есть вы считаете, что Генеральный план не нужен?
Нет, я считаю, что этот документ нужен, но он не должен консервировать город, как делает нынешний Генплан. Нельзя взять и наперед прописать, сколько дорог и сколько школ нужно городу. Город постоянно развивается, и это нужно учитывать. Кроме того, тот проект Генплана, который разрабатывает КО "Киевгенплан", основывается на результатах опроса, который был проведен еще в 2008-2009 году. Сам опрос не был репрезентативным, а с тех пор даже те данные устарели. Но это лишь одна проблема. Вторая проблема — этот проект Генплана пытается законсервировать город в его нынешнем положении, а также сохранить все промышленные производства в черте города.
При этом они не учитывется, что многие из этих предприятий уже по 15-20 лет простаивают и используются как склады.
Из-за этого город растет вширь и захватывает территорию Киевской области. В результате из-за желания архитекторов советской школы, совсем не богатая Украина оказалась на 5 месте в мире по застройке новых территорий. Однако если для США, Китая и Индии, это логично с их уровнем экономического развития, то для Украины это выглядит как нонсенс.
Сколько, по вашим подсчетам, в Киеве заброшенных промышленных территорий, которые потенциально можно использовать под застройку?
Около 12% площади столицы. Это плотные территории, обеспеченные общественным транспортом. Но сегодня эти территории простаивают. Многие думают, что это их не касается, но это не так. Миллиарды денег, которые уходят на строительство новых дорог, инфраструктуры извне, могли бы работать на то, чтобы конкретно в вашем доме заменили сети, возле вас мог бы появиться еще один садик, парк или сквер.
Вместо этого мы застраиваем прилегающие территории и в результате этого вынуждены направлять огромные деньги на сообщение пригорода с Киевом.
В этом я вижу две большие проблемы, и обе они касаются не только столицы, но и всех городов Украины. Во-первых, все города находятся в ситуации жесткого запрета на смену видов целевого использования земли, которое приводит к тому, что мы имеем сейчас — города неудобны для жителя.
Вторая проблема — это уровни влияния в городе. Если мэр и хочет поменять что-то в городской политике, то он идет в департамент градостроительства, где выученные в советских школах архитекторы сразу ссылаются на Генплан, без которого невозможно строить здания в городе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как Вагиф Алиев собирается открывать огромные ТРЦ и при чем здесь IKEA
Но все же мэр может изменить политику города?
Да, может. Есть замечательный пример столицы Колумбии Боготы. В 1998 году мэром города стал Энрике Пеньялоса. Сразу же после избрания он стал менять город — запретил прокладывать скоростные маршруты через центр, убрал весь припаркованный транспорт из города, всячески развивал общественный транспорт. Жители оценили его политику только спустя некоторое время.
Мэр сделал революцию в этом городе — из криминогенной Богота превратилась в образец экстремально быстро развивающего центра в Латинской Америке.
Но есть большая разница в политической культуре между Киевом и Боготой. В Колумбии мэром нельзя переизбираться два раза подряд. Поэтому Пеньялоса максимально эффективно использовал свое пребывание в кресле мэра. У нас же совсем другая политическая ситуация.
В чем заключается эта разница?
У нас постоянно выборы — и президентские, и парламентские. У нас куча компромиссов, а все из-за того, что у нас не хватает внутренней гражданской зрелости. В Колумбии Пеньялоса мог себе позволить оторваться от темы выборов, забыть обо всем и понимать, что он камикадзе. Сделать такой большой шаг можно и в Украине, но к этому нужно идти длинной дорогой, это не так просто. Но главное — все, у кого это получалось, имели большие предпосылки к такого рода изменениям у самой общины.
А мы откровенно имеем ситуацию, когда народ очень сильно хочет результат, но при этом никуда не двигаться. Мы не имеем культуры потребления качественного города.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ненужная земля. Почему не удается продать участок Родовид Банка на Оболони
Сколько должно утечь воды, чтобы отдельно взятый мер Днепра сказал: "Да ну вас всех, с этими тендерами, местными союзами архитекторов. Хочу что-то такое, из-за чего сюда будут туристы ехать — объект, которого нет нигде в стране". Поэтому в Днепре будут три станции метро, которые будут спроектированы бюро Захи Хадид.
Это страсть и желание брать ответственность на себя. Вот, когда мер смелый и берет удар на себя, тогда и начинается движение в городе. Но делая это, он должен на что-то опираться, он должен чувствовать поддержку. Вот в этом Днепру повезло: у них совпало и желание мера, и поддержка, и возможности.
Меру Киева не хватает такой страсти или поддержки?
Я не могу судить, чего кому не хватает, потому что я вижу, что город делает много хороших проектов. Нам всегда хочется большей скорости и других изменений.
Дмитрий Беспалов, президент компании "А+С Украина", считает, что Украина по уровню развития городской культуры отстает от Европы на несколько десятков лет. Например, Брюссель проходил такие же процессы в 70-е года. Что вы думаете по этому поводу?
Я полностью согласен с таким мнением. Из-за нашей отсталости даже самые прогрессивные идеи не проходят через градостроительный совет. Например, хочет мэр построить прогрессивную развязку на Шулявке, но это ему не позволят условные 58 советников: "Потому что нельзя".
Только 3-4 человека понимают, что на самом деле нужно делать, но их никто не слушает.
Не помогает даже привлечение людей со стороны — все равно 58 — это больше, чем 3, 4, 5 или 10. Мэром быть сложно — ему не позавидуешь.
Вы за развязку Петрука на Шулявке?
Я за строительство прогрессивной развязки в городе. Из всех проектов, которые были, решение Петрука оказалось наилучшим. Но на сегодня это уже не совсем развязка Петрука, поскольку компания ICDI уже разработала ТЭО этого проекта.
Еще в 2015 году вместе со Всемирным банком была разработана транспортная модель, которая показывает эффективность или неэффективность транспортных решений. Это такой уровень технологии, который до сих пор в Украине был недоступен. Так вот она показала, что строительство "клевера" на Шулявке — неэффективное решение, даже бестолковое.
В то же время развязка Петрука — самое оптимальное решение. Однако это не является аргументом для 58 "спартанцев".
Вид из окна офиса Андрея Ваврыша в 101 Tower. Фото: Э. Солдатова
Поговорим о мобильности в городе. На сегодня в Украине насчитывается 2,6 млн людей с инвалидностью. Но при этом передвижение по столице остается для них затрудненным. Почему?
Если вернуться к словам Дмитрия Беспалова, обществу надо повзрослеть, начать себя уважать, начать требовать. Прежде всего — поменять приоритеты: приоритет в пользу жителя, в пользу общественных пространств, в пользу безопасности, приоритет в пользу здорового образа жизни, велотранспорта, пешеходной инфраструктуры.
Если вернуться к вопросу об обществе, то как отдельно взятый человек может влиять на градостроительную политику?
Есть десятки способов. Первое, что вы можете сделать — это изучать урбанистику, чтобы знать. Далай Лама говорил, что большой город — это умение жить вместе.
Город — это еще тактичность, ритм, культура, взаимоотношение между людьми, и прежде всего город — это люди.
Поэтому, второе, что вы можете сделать, — это менять свое отношение к происходящему в городе, пытаться разобраться в процессах, принимать участие в собраниях активистов, урбанистов.
В-третьих, важно очень внимательно подходить к выбору жилья.
На что стоит обратить внимание при выборе жилья?
Самое важное — это среда, которая вас окружает, помогает она вам жить или она вас угнетает. Второе, не менее важное, — это время, которое вы потратите в пути к тому месту, где вы живете или работаете. Кажется, что вы покупаете просто клетку, в которой вы спите. Не правда. Вы покупаете час утром и еще час вечером на то, чтоб добраться туда или обратно. Третье — вызывает ли у вас квартира ощущение радости или гордости, нравятся ли вам соседи, которые у вас будут, сколько их, довольны ли вы подъездом, где вы живете, нравится ли вам дом, его качество исполнения, достаточно ли это гармонично. Если вам это нравится, то тогда, конечно, — дальше следует вопрос качества и самого застройщика.
Сейчас очень много скандалов с застройщиками. Последний наиболее громкий со стройкой на Осокорках. Также сообщают о плохом качестве новостроев, когда "слышат, как чихает кот у соседей". Как вы посоветуете выбирать застройщика?
Существует три вида застройщиков. Первый — это организованный системный застройщик, другой — это предприниматель, пытающийся построить хотя бы один объект, третий — это жулики. Последние строят большое количество объектов, не по нормативам, а как получится.
Относительно звукоизоляции, то я от своих проектантов требую качественного проектного решения. Там есть обязательный пирог: мембрана, поверх которой ложится определенной толщины стяжка, чтобы не было слышно, что происходит у соседей.
Что же касается других технических нюансов, например, толщины перекрытия между этажами, то здесь все зависит от конкретного здания. В одних случаях достаточно 15 см, в других — и 20 см будет мало. Но по плите перекрытия нельзя судить о звукоизоляции здания. Прежде всего — это несущая способность и конструктивная прочность.
Вы сейчас занимаетесь "Новым Подолом". Что будет включать в себя этот проект? Какие еще заброшенные территории промышленные вы планируете развивать дальше?
Проектов у нас много, но анонсировать их пока не буду. На Подоле прежде всего — это высококачественная набережная, открытая, доступная для всех. Кроме того, планируем общественный центр. Это те вещи, которые формируют культурный код этой территории. Опять-таки, не высокая застройка — 8-9 этажей — выше не обязательно. Конечно же, это будет приоритет пешеходов, будут благоустроенные дворы, достаточное количество паркингов. Будет уличная инфраструктура — рестораны, магазины, кафе, а также школа с садиком.
Недавно один известный киевский застройщик анонсировал нашествие огромных здоровенных супермаркетов в Киеве и в округе. Что вы по этому поводу скажете, на сколько это нужно, на сколько это рационально?
Мы приверженцы не шопинг-моллов, а стрит-ритейла и качественных общественных пространств.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram