Стремительно и бессмысленно: о фильме "Смертные машины"
Мир на колесах
В дебюте картины Кристиана Риверса глухо-сурово хрипящий закадровый голос рассказывает, что после глобальной 60-минутной войны, практически уничтожившей Землю, выжившие перешли на кочевой образ жизни, создав города на колесах, которые путешествуют по изуродованной планете, воюя друг с другом за скудные ресурсы.
Визуальные свидетельства былого катаклизма, со времени которого прошло около тысячи лет, в кадр практически не попадают. Скорее, рушат природу именно города, гоняющие по пересеченной местности, сметая все на своем пути. "Смертные машины" стартуют с одного из эпизодов их перманентной войны, которую не без искры юмора нарекли "муниципальным дарвинизмом".
Месть, месть, месть
Гигантский Лондон после непродолжительной, но очень громкой погони, стучащей колесами, брызгающей черным выхлопным дымом и кричащей истошно растревоженными голосами, поглощает (как в переносном, так и в прямом смысле) крохотный шахтерский поселок.
Его порабощенных жителей встречает один из руководителей мегаполиса Таддеус Валентайн (Хьюго Уивинг), которого тут же атакует захваченная девушка Эстер Шоу (Гера Хилмар), закрывающая лицо платком и прячущая нож в голенище сапога.
Ее намерения ни для зрителей, ни для окружающих особым секретом не становятся, поскольку камера неоднократно акцентирует на ней внимание, а непосредственно перед нападением она произносит проникновенную тираду, объясняющую, за что именно мстит.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Найти Щелкунчика: о сказке "Щелкунчик и четыре королевства"
Погоня с (и за) многими неизвестными
Попытки дополнить действие разговором в самый ответственный момент, тем самым несколько оттянув этот самый ответственный момент, в "Смертных машинах" будут встречаться и дальше, усиливая драматизм ситуаций и одновременно оттягивая их желанный итог. Вот и атака Эстер достигает своего результата лишь отчасти.
Впрочем, девушке удается бежать из механического Лондона. В погоню за ней Таддеус отправляет железного человека по имени Шрайк, который светит зелеными глазами-прожекторами и с ненавистью в голосе зовет девушку, в прошлом ему чем-то насолившую. Также на ее поиски отправляется на красном самолете Анна Фан (Чихэ) — лидер сопротивления Лондону — с целью девушку защитить.
Броуновское движение
Зачем на самом деле кто-то собирается помогать Эстер или, наоборот, строить против нее козни, до поры до времени остается непонятным.
Но фильм с первых кадров берет такой лихорадочный темп, что думать обо всем том непонятном, и даже несуразном, что в больших количествах возникает на экране, особо не получается.
Кристиан Риверс, лауреат "Оскара" за визуальные эффекты, дебютирующий в режиссуре полнометражного кино, бомбардирует зрителя адреналиновым движением даже тогда, когда в кадре предстает запыленный лондонский музей, экземплярами которого служат тостеры и прочий ничего не значащий для нас сегодняшних ширпотреб. Сотрудник музея Том (Роберт Шиэн) должен бежать туда, чтобы успеть на службу, а потом — столь же стремительно бежать выполнять поручения, связанные с только что "поглощенным" городком.
Привет, Бразилия!
Юноша мечтал стать летчиком, но превратился в архивного червя. Внутреннее столкновение этих его ипостасей служит, пожалуй, единственным источником комического отдохновения, предложенного картиной: все-таки интенсивную зрелищность авторы "Смертных машин" склонны в первую очередь оттенять не комедией, но мелодрамой.
Волей бурных обстоятельств Том оказывается за пределами Лондона вместе с Эстер. Бриз романтического чувства, обдувающий взаимоотношения героев, постепенно усиливается. И это приводит к тому, что они открывают друг другу свои тайны, материализующиеся — в случае с Эстер — кадрами из прошлого девушки.
Вызванная ими лавина откровений погребает под собой и остальных персонажей, превращая их диалоги в аналог латиноамериканского "мыла". Так что и Таддеуса, и даже "железного человека", в итоге, зрителям "подают" под густым соусом семейных драм.
Удивительная краткость
Позитивным аспектом подобных слезливых сцен является то, что в пространстве картины они выглядят достаточно естественно, пусть и отличаются "густотой" художественной краски. Обескураженное недоумение возникает уже после просмотра, когда вспоминаешь о них. Просто в 128 минут хронометража авторы "Смертных машин" втискивают столько всего, что задумываться о том, что многое из "втиснутого" граничит с пародией и выходит за пределы хорошего вкуса, возможности просто нет.
Скорее, все то время, пока персонажи посещают механические города на воде и в небе, сражаются с работорговцами и системами ПВО передвижного Лондона, рулят самолетами и раскрывают заговоры, сознание буравит иная мысль: "А будет ли поставлена точка в этой истории, или фильм завершится обещанием многочисленных продолжений?"
С учетом того, что продюсером "Смертных машин" выступил Питер Джексон, мыслящий 9-часовыми трилогиями, вопрос этот отнюдь не праздный. К счастью, Кристиан Риверс такую точку ставит. Пусть и не очень талантливо, но по-"сестрински" кратко.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram