Маховик конвейера раскручивается: по каким правилам живут актерские и кастинг-агентства

13.04.2019 9:38

Маховик конвейера раскручивается: по каким правилам живут актерские и кастинг-агентства

Оживление последних нескольких лет в киноотрасли породило немалый спрос на узкопрофильных специалистов и услуги, которых требует растущее кинопроизводство. Можно до хрипоты спорить о качестве украинских фильмов, которые теперь уже регулярно выходят в прокат, но о том, что их количество выросло в разы, не поспоришь.

Рынок услуг формируется стихийно и ударными темпами. Отрасль, которая еще несколько лет назад существовала для обслуживания российского кино, учится делать бизнес самостоятельно. И если люди, обеспечивающие производство у нас есть, и им просто нужно теперь вместо российского снимать украинское кино, то люди в кадре — это новый опыт для отрасли. Среди украинских актёров, которых никогда не допускали до главных ролей и давали играть "подтанцовку", потребовалось определить новых героев.

Стало нужно больше новых и разных лиц и характеров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рейтинг "Знято в Україні" назвав найкращі українські фільми і серіали 2016-2018 — фото, видео

"Стремительное развитие — это замечательно. Но тут же наметилась главная проблема: нет четких критериев, нет профессиональных союзов и единодушия. Вместо этого у нас есть группки влияния, снобизм и неприятие взглядов друг друга. Это влечет за собой отсутствие какой-либо стройной структуры.", — говорит кастинг-директор Алла Самойленко.

Именно поэтому мы не можем говорить об "отработанной схеме" взаимодействия заказчика (продюсера) и исполнителя (актёра). А уж если вы не находитесь внутри отрасли, то и подавно понять, чем отличаются актёрские агентства от кастинг-агентств, сложно. Но возможно.

Актёрские агентства: украинские нюансы

Итак, актёры и агенты. Или актёрские агентства. Актёры могут работать с агентом, а могут вести свои профессиональные дела самостоятельно. В украинских реалиях часто агент — это скорее менеджер по международным представлениям о функциях.

Если в Голливуде агент — это тот человек, который обеспечивает своего подопечного работой, то в Украине это скорее специалист, который вычитывает договор, выбивает для актёра условия получше и ведёт его график. То есть менеджер. Заработок агента — это 10-20% от гонорара актёра.

Дополнительный нюанс — не всегда актёры работают с агентом эксклюзивно. То есть актёр может быть зарегистрирован в базе нескольких агентств, и тогда агентский процент уходит тем, через кого пришла роль. Но преимущественно это лотерея. Не потому, что агент потрудился и нашёл ее, а потому что кастинг-директор увидел лицо и позвонил именно этому агенту.

Если в кадре нужны дети, актеры эпизодов и групповка

Особняком существуют кастинг-агентства. Чаще всего это специализация на работе с массовкой. С кастинг-агентством сотрудничает кастинг-директор. И редко напрямую продюсер. Особенно кастинг-агентства нужны в те моменты, когда в кадре нужны дети.

Основательница Silvestroff Studio, Ирина Сильвестрова, рассказывает: "Обычно нам заказчик присылает референсы, мы подбираем как можно больше детей, подходящих по типажу. Потом их смотрят, отбирают наиболее понравившихся и уже их вызывают на пробы, живой кастинг. И только потом уже отбирают одного счастливчика. То есть наша задача дать выбор заказчику. Не у каждого родителя есть время и желание искать съемки для своих детей, они обращаются в агентство, и мы этим занимаемся за них. Мы связующее звено между заказчиком и родителем".

Маховик конвейера раскручивается: по каким правилам живут актерские и кастинг-агентства

Ирина Сильвестрова, основательница Silvestroff Studio ( в верху в центре)

В этой ситуации процент от гонорара ребенка тоже колеблется, но может достигать 30%. Впрочем, Ирина говорит, что бизнес это прибыльный, но рассматривать исключительно доход от агентских не приходится — чаще всего заработок кастинг-агентства в сопутствующих услугах: создании актёрских шоу-риллов, фотосессиях, видеовизитках, обучении, тренингах для подопечных.

Однако родителям, мечтающим увидеть своих чад на большом экране, стоит знать важнейшую деталь, отличающую настоящее кастинг-агентство от вымогателей. Кастинги никогда не бывают платными. Об этом и взрослых, и родителей детей-актёров с завидной регулярностью предупреждают в сети все кастинг-директора. Но тщеславие часто людей подводит, и они готовы платить за эфемерный шанс попасть в кадр. На данный момент в Киеве работают 5-6 проверенных временем и работой кастинг-агентств.

Что касается взрослых, то нужно понимать, кастинг-агентства — это не о главных ролях.

Креативный продюсер сериалов телеканала "2+2", Лариса Марцева, делится деталями производственного процесса: "В моем последнем сериале было около трех тысяч персонажей. Две трети из них — актеры эпизодов и так называемая групповка (те, кто в отличие от массовки должны не просто присутствовать в кадре, но и нести драматургическую нагрузку). Разумеется, кастинг-директор даже с целым штатом ассистентов не может справиться с таким количеством работы, поэтому мы сотрудничаем с агентствами, которые специализируются на актерах массовых сцен. У них свои весьма обширные базы данных, групповоды (или бригадиры), которые постоянно находятся на съемочной площадке. Некоторые "эпизодники", наработав опыт, могут даже стать актерами первого плана, например, в процедуралах или сериалити, где уровень актерской игры вторичен по отношению к самой истории."

Два в одном

Еще один нюанс кастинг-услуг в украинском кино и теле-производстве — это совмещение позиций кастинг-директора и агента. То есть по сути представитель заказчика и представитель исполнителя в одном лице. С одной стороны, это нонсенс и поле для внутриотраслевой коррупции, но с другой эта схема пока самая рабочая. Невозможно стать агентом и работать с актером, не будучи частью отрасли. Человеку извне просто неоткуда взять информацию о тех проектах, которые планируются. Человек, не задействованный в производстве, просто не узнает о том, какие существуют возможности для того, чтобы продать актера, найти для него работу.

"Киевские кастинг-директора сидят в тайной фейсбук-группе, где обмениваются информацией и контактами. И хоть нас там больше полусотни, но реально действующих кастинг-директоров около двух десятков. Но единого ресурса, где регистрировались бы все запускающиеся проекты, нет. Узнаём только благодаря постоянному общению. А уж агенты, которые не состоят в этом постоянно коммуницирующем сообществе, и подавно непонятно откуда могут узнать эту информацию" — делится секретами коммуникации кастинг-директор Алёна Артёмова.

В таких условиях актёру действительно удобно либо работать с кастинг-директором как агентом (и часто инициируют такое сотрудничество именно актёры) или же понимать, что работу все равно придется искать с таким же усердием, как и агенту. Просто будет на кого переложить бумажную волокиту. Имеет смысл сотрудничество с таким агентом либо если ты совсем начинающий, либо если ты уже маститый и очень занятый, и твоё расписание требует помощи и структурирования извне.

В 2018 году в кинотеатрах Украины вышло больше сорока фильмов, ежедневно по ведущим телеканалам транслируется новый сериальный продукт. Маховик конвейера работает активно. И рано или поздно будут выработаны правила игры. Украинская киноакадемия еще два года назад анонсировала разработку большого ресурса-тяжеловеса (по аналогии с IMDB), который будет призван систематизировать информацию о специалистах всех профессий, задействованных в украинском кинопроизводстве. Возможно, это станет следующим шагом к структурированию отрасли. А там, где появляются цивилизованные системные рабочие отношения, появляется поле для понятного и прозрачного бизнеса.

Источник

Читайте также