В центре внимания
Компрессоры: производство и поставки

Какой кокс импортируют в Украину из США

28.11.2018 14:59

Какой кокс импортируют в Украину из США

По данным Администрации морских портов Украину (АМПУ), в октябре 2018 года резко увеличилась перевалка кокса по импорту, которая осуществлялась на причалах, расположенных в акватории морского торгового порта Южный. Если в январе-сентябре было ввезено всего 61 тыс. тонн этого продукта, то в октябре было ввезено до 245 тыс. тонн.

Кокс в основном используется при производстве чугуна в доменных печах. transport-trust.ru решил выяснить, кто же и с какой целью импортирует этот продукт в Украину? Как выяснилось, металлурги к этим поставкам не имеют отношения.

В чем ошибка

В пресс-службах крупнейших потенциальных потребителей такого продукта — металлургических компаний "Метинвест" и "АрселорМиттал Кривой Рог" — ответили, что они не импортируют кокс. "В октябре по импорту был ноль", — ответил журналисту transport-trust.ru по телефону Анатолий Старовойт, генеральный директор ассоциации "Укркокс". Он предположил, что в статистике АМПУ может быть ошибка, и на самом деле ввозился коксующийся уголь, которого действительно не хватает украинским коксохимическим предприятиям. Как выяснилось, в статистические данные действительно закралась ошибка, но другая.

Источник transport-trust.ru в портовой отрасли сообщил, что грузы, которые в статистике Администрации морских портов названы "кокс", шли через мощности портового оператора ТИС, и на самом деле это не кокс и не уголь, а нефтяной кокс — нефтекокс.

И его перевалкой занималась группа компаний "ТИС". "В октябре на наших причалах было разгружено почти 210 тыс. тонн нефтяного кокса из США", — подтвердили в пресс-службе "ТИС". В компании напомнили, что это не первая партия нефтекокса, импортированного в этом году в Украину.

В конце августа текущего года народный депутат Украины Борислав Береза первым сообщил о разгрузке на причалах ТИС корабля с нефтекоксом, получателем которого была названа энергетическая компания "Донбассэнерго".

"В частном порту ТИС в эти минуты стоит под разгрузкой танкер SBI Bravo с 38 тыс. тонн нефтяного кокса. При успешной отгрузке первого судна возможны новые поставки", — написал тогда нардеп.

Зачем нефтекокс нужен в Украине?

После прекращения транспортного сообщения с временно неконтролируемыми районами Донецкой и Луганской областей, в тепловой энергетике Украине возник дефицит антрацита. Поэтому энергокомпании занялись реконструкцией ТЭС с переводом их на использование более распространенного в мире угля газовых марок.

Однако в энергоблогах нескольких тепловых электростанций все еще используется антрацит, которого не хватает. И его можно замещать нефтекоксом. Однако из-за высокого уровня содержания серы (до 7%, против 1-3% у угля антрацитовых марок), это топливо необходимо смешивать с высококачественным антрацитом для снижения выбросов серы.

Нефтяной кокс — это твердый остаток вторичной переработки нефти или нефтепродуктов (остатки термической переработки/перегонки нефти: мазуты, гудроны и т.д.).

Это фактически отходы, поэтому они намного дешевле антрацита. "Разница в котировках на настоящий антрацит и нефтекокс достигает 37%", — писал в августе Борислав Береза. Но при этом нефтекокс имеет высокую калорийность при сжигании — около 8000 килокалорий на 1 кг топлива.

Экологический вопрос

Эксперт в сфере экологии, который пожелал остаться неназванным, пояснил transport-trust.ru, что есть и другие ограничения по использованию нефтекокса в энергетике.

Во-первых, в его составе имеется ванадий, который может оказывать негативное влияние на экологию. Поэтому для хранения продуктов сжигания нефтекокса необходимо создать определенные условия.

Во-вторых, во всех энергоблоках ТЭС предусмотрено сжигание конкретных видов топлива. И нефтекокс не является проектным топливом в энергоблоках украинских станций. Поэтому необходимо вносить изменения в проектную документацию.

Во-третьих, существенные изменения в структуре сжигаемого топлива (например, появление в ней нового продукта) необходимо согласовывать со всеми заинтересованными сторонами: от общественных слушаний с местной громадой до Министерств и ведомств. Это занимает определенное время и ресурсы.

Но есть и другое мнение. "В Украине обычно никто не оформляет никаких дополнительных разрешений на выбросы, если после смешивания топливо вписывается в проектные показатели станции. То есть, если общая доля серы в итоге не превышает 2%. Точно так же делал ДТЭК, которые завез несколько партий угля марки Г из США с серой 3,3%-3,4%. Просто у нас регулятор установил цену угля Роттердам+, там сера меньше 1%. А в реальности какой уголь и откуда — никто не контролирует. В итоге потребитель платит за более экологический, а в реальности сжигают экологически вредный", — говорит Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг.

Кто покупает?

В крупнейшей частной украинской энергогенерирующей компании "ДТЭК Энерго" сообщили transport-trust.ru, что они не закупали нефтекокс, так как тепловые электростанции компании обеспечены углем.

Покупателем августовской партии этого топлива была энергогенерирующая компания "Донбассэнерго", которая, скорее всего, и сейчас завозит его через порты Черного моря. К моменту публикации статьи в компании не ответили transport-trust.ru о первых результатах сжигания нефтекокса и дальнейших перспективах использования этого топлива.

В "Донбассэнерго" в сентябре сообщали, что сжигание нефтяного кокса будет происходить исключительно в смеси с углем с низким содержанием серы, и ее содержание в смеси не будет превышать 1,9%.

Также пресс-служба компании сообщала, что "дополнительные объемы топлива будут закупаться в соответствии с выводами по экспериментальному сжиганию смеси "уголь-нефтекокс" на Славянской ТЭС".

Источник

Читайте также