Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

18.01.2018 20:37

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Инвестор вкладывает деньги не только в идею, но и в тщательно продуманный механизм ее воплощения. На этапе составления презентации для DD (Due Diligence) основатели стартапа зачастую сами сталкиваются с вопросами, о которых раньше не задумывались. Каждое пустое поле в опроснике для DD может послужить поводом для отказа.

Для представления проекта основатели стартапа заполняют два вида опросников: Анкету для презентации стартапа (Questionnaire for startup presentation), где содержится общая информация, и Техническую анкету (Tech Questionnaire), отображающую техническую сторону проекта.

Шестизначные суммы инвестиций, которые привлекают стартапы — уже давно не вызывают удивления.

Статистика о стартапах на Seed раундах

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Questionnaire for startup presentation

(Анкета для презентации стартапа)

Итак, по порядку о том, что необходимо прописать для инвесторов.

Шаг 1. Предоставьте информацию о компании, команде и основателях, контакты, краткое описание проекта (description).

Шаг 2. Опишите, что уже сделано — прототип, MVP, каркас, дизайн и т.п.

Первый прототип украинского стартапа Finder

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Шаг 3. Опишите проблемы, которые вы собираетесь решить с помощью стартапа, и как вы их собираетесь решить.

Пример из питч-дека AirBnB

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Шаг 4. Предоставьте информацию о рынке, нише, ближайших конкурентах, целевой аудитории с разбивкой на пол, возраст, интересы, барьерах на входе.

Примеры из питч-деков Front и AirBnB

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Шаг 5. Приведите аргументы, почему ваше решение не может быть легко скопировано.
Шаг 6. Предоставьте маркетинговый план, предусмотрев не только потенциальные источники прибыли для MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить обратную связь от первых пользователей) но и первые маркетинговые шаги после того, как проект соберет первичную аудиторию.

Шаг 7. Распишите модель дохода, Lifetime Value, валовую прибыль, что нужно сделать, чтобы достичь точки безубыточности и сроки ее достижения — инвестор ожидает не просто понимания понятий, а развернутый ответ по каждому пункту с указанием предположений, которые использовались.

Пример, как это сделали в презентации создатели стартапа GPS Friend:

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

Шаг 8. Опишите структуру затрат, которая должна учитывать все, начиная от регистрации домена, торговой марки и заканчивая зарплатами сотрудников.

На этапе заполнения Анкеты для презентации стартапа происходит первичное знакомство с идеей. Инвестор или эксперт по DD со стороны инвестиционного фонда может задать вопросы, высказать пожелания, после чего переходят к заполнению технической анкеты (Tech Questionnaire).

Tech Questionnaire

(Техническая анкета)

Шаг 1. Вам необходимо указать, какие платформы должен поддерживать проект, будь то веб-сайт или смартфон.

Шаг 2. Уже на этом этапе должен быть готов стартовый дизайн, который включает логотип, основные цвета и UI Flow. Чем подробнее проработан дизайн, анимации, игровые персонажи, тем лучше.

Шаг 3. Важный момент — понимание геолокации проекта и планирование выхода на рынки других стран в ближайшие 3-5 лет.

"500 миллионов женщин в Азии нуждаются в бьюти-стартапе!" — идея, которая принесла стартапу Podozi $125 тыс.

Как сделать презентацию, на которую "клюнут" инвесторы — пошаговая инструкция по DD

В Технической анкете необходимо указать данные о технологиях управления проектом, сведения о сервере, хостинге, клиентской стороне, репозитории. Необходимо полное понимание, кто и за что отвечает в вашей команде.

Предоставьте инвестору планируемый график мероприятий — участие в нишевых событиях, презентации, этапы запусков ключевых функций. Чем шире перечень, активнее PR, тем лучше! Планируемые на PR средства не должны составлять большой процент от общей суммы инвестиций — фонды ценят экономное вложение средств в рекламу.

После ознакомления с технической анкетой происходит конференция с участием заинтересованных сторон — куратора, ответственного за DD этого стартапа и технических специалистов, представляющих интересы инвестиционного фонда, основателей стартапа.

И о деньгах

Как основатель, вы должны понимать расходы не только на маркетинг и PR, но и операционные и технические расходы на период MVP с учетом масштабирования проекта на 20%, 50% или 100%. Поэтому стартап также предоставляет предварительный просчет технического бюджета (стоимость реализации проекта) и выводы. Последние должны описывать не только положительные стороны проекта, но и предусмотреть проблемы, с которыми может столкнуться стартап, предоставить реальную оценку бюджета и сроков.
На данном этапе прорабатывается адекватность стартапера и существующей команды. Куратор DD вправе предложить возможные варианты изменения проекта к лучшему, вынести на обсуждение коррективы в планы реализации.

Максимум приложенных усилий со стороны основателей стартапа демонстрирует инвесторам серьезность и уровень настроя на результат. Фонды хотят видеть перед собой бизнесменов, а не группу технарей, у которых есть свободное время на генерацию разных придумок.

Поэтому не ждите, что кто-то придет и купит вашу идею — действуйте, создавайте прототипы, демонстрируйте свои умения и навыки, выкладывайтесь по-полной! Оно того стоит.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram

Источник

Читайте также