Как бизнесу выжить в VUCA мире
В рамках образовательного проекта Business2Students, операционный директор Watsons Анна Савельева поделилась со студентами Киевского национального торгово-экономического университета приемами и инструментами, которые помогут достигнуть персональной и бизнес-трансформации в непрерывно меняющемся мире.
Проснитесь! Стабильность и обеспеченность, о которых твердили веками, давно сменились неопределенностью будущего. В мире VUCA (с английского volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) будущее неопределённо, но это не означает, что впереди нас ждет что-то плохое.
VUCA мир на самом деле абсолютно не страшен. Да, к нему не готовы наши родители, потому что они родились в другой реальности и знали, что будут ходить по одному понятному пути каждый день, постоянно получая один и тот же понятный результат. Забудьте! Мы живём во времена максимально доступных способов получения информации и разнообразных средств коммуникации. Не достаточно просто хорошо уметь считать, читать и писать. Вы должны понять, какими качествами нужно обладать, чтобы быть успешными в мире перемен. Неопределенность "трансформирует " понимание того, что эта же неопределенность может быть осознана, а сложность — разобрана и раздроблена.
Бизнес адаптировался к новому темпу жизни по-своему. Если раньше к весомым обстоятельствам успешности проекта относили удачную идею и глобальное финансирование, сейчас главным фактором является время: 200 успешных компаний сказали, что только скорость реализации проектов позволяет им быть успешными.
Учимся ходить и не боимся упасть
Если бы ребенок боялся набить шишку или разбить колено — он бы никогда не научился ходить. Нужно понимать, что успех — это путь от ошибки к ошибке: когда я пришла в университет, на экзамен взяла перьевую ручку, которая в самый ответственный момент меня подвела, а пишущей никто не поделился. Работу зачеркнули со словами "грязно". Спустя время снова пришла поступать, заранее приготовив две шариковых ручки. И поступила.
Люди и компании, которые не говорят о своих поражениях или не осознают их, не могут двигаться вперед. Здесь срабатывает правило "систематической ошибки выжившего" — когда мы делаем выводы, изучая только успешные кейсы. Например, компании Kodak и Nokia были лидерами рынка, но не смогли критично оценить свои ошибки и открывающиеся перед ними возможности — отказались пройти путь трансформации и не рискнули с внедрением имеющихся у них инноваций.
"Зло должно остановиться на мне"
Мнение о том, что нужно быть только первым — не актуально. Один в поле не воин. Умение работать в Команде, навык эффективной коммуникации — вот что ценно. В моем понимании формула успеха команды: одного желания мало, одной идеи мало, одних способностей — недостаточно. Чтобы у вас всё получилось, нужно , чтобы каждое из слагаемых было эквивалентно числу близкому к целой 1, а не десятичной 0,1 и менее. В результате у вас супер-команда, которая готова голыми руками достать "каштаны из огня" в достижении цели.
Что общего между Супергероями, Командой "А", Людьми Икс и Неудержимыми? У каждого из них был особый талант, но сильны они были лишь в команде, благодаря общим усилиям.
Коллаборация — это та тема, которая даст бизнесу основной толчок, потому что это работает. Ещё, когда мы говорим о формировании команды, важно понимать единство внутренних ценностей.
Самое главное — у человека должен быть определенный набор внутренних ценностей и установка "зло должно остановиться на мне". Разное зло — лень, воровство, всё что угодно. Ты не победишь в одиночку всё зло мира. Только люди, которые рядом с тобой, которые разделяют твою идею, могут остановить это зло. Команда, способная брать на себя ответственность. И руководитель, который стимулирует ее в этом, а не несёт ответственность за Команду.