В центре внимания
Компрессоры: производство и поставки

Индустрия будущего: как строить, управлять и получать прибыль от цифровизации

27.11.2019 11:06

Индустрия будущего: как строить, управлять и получать прибыль от цифровизации

Как создавать шоколад лучше, чем у конкурентов? С кого государству брать пример в цифровизации? Какие основные принципы при разработке и использовании искусственного интеллекта? Об этом, а также о влиянии диджитала на бизнес, говорили на первом в Восточной Европе форуме индустрии 4.0 Trans4mations, передает корреспондент transport-trust.ru.

О примере Польши

С 2016 года в Польше работает Future Industry Platform, которая обеспечивает взаимосвязь между государством и индустрией в плане развития цифровизации.

"Мы поддерживаем цифровизацию отдельных предприятий, всего сектора и интегрированы на объединение индустрии, — говорит Анджей Солдаты, президент правления Фонда Future Industry Platform (Министерство предпринимательства и технологий, Польша). — Создаем новую экосистему индустрии будущего".

Подпишитесь на канал DELO.UA

Анджей Солдаты. Фото: Trans4mations

Работает это так: эксперты из рынка готовят для правительства концепции и рекомендации. Все мероприятия по поддержке скоординированы единой платформой. Всем этим "дирижирует" Фонд. На этой базе создаются центры компетенций. Сеть таких центров позднее войдет в единую европейскую сеть.

"В результате мы видим изменение бизнеса, от конкурентной борьбы к созданию экосистемы, не конкуренция, а сотрудничество", — говорит Солдаты.

Об опыте крупных корпораций

В 1997 году производитель шоколада из Франции модернизировал линию производства. "Мы делали шоколадные плитки, как все остальные, и конкурировали только за цену производства, — рассказывает Янник Фурастье, СЕО CodEurope, который занимался цифровизацией таких авиагигантов, как Airbus и Bombardier об одном из своих первых успешных кейсов. — В результате мы диверсифицировали вкусы и поняли, что можем дать рынку те вкусы, которые он хочет. Технологии наполняют жизнь сюрпризами".

По результатам исследований, влияние технологии дает бизнесу 10-процентный рост за 5 лет. Кроме того, трансформация приносит прибыль. Операционные затраты снижаются на 10-12%, продуктивность возрастает на 7-12%, добавочная стоимость — на 10-15%.

Индустрия будущего: как строить, управлять и получать прибыль от цифровизации

Янник Фурастье. Фото: Trans4mations

Кроме того, можно ориентироваться на нужды клиента. "Допустим, вы покупаете яхту. И можете посетить ее до того, как она будет изготовлена, с помощью виртуальной реальности. Это первая грань индустрии 4.0, ощутить продукт. Далее — вы можете присоединиться к разработке, мы делаем все в виртуальной реальности, — рассказывает Фурастье. — И, наконец, технологии позволяют попросту напечатать эту яхту. Обычно на изготовление тратится 2 месяца. Но теперь вы размещаете заказ в понедельник, через три дня корпус готов, в субботу ставится панель управления и двигатель — и вы можете отправляться на рыбалку".

Кроме того, Фурастье четко определяет место людей в этой концепции: "Где же человек? Человек в управляющей рубке. Он определяет ценность. Технология не оценивает ценность".

Об искусственном интеллекте

Искусственный интеллект улучшает способности и изобретательность человека. И эта технология должна принадлежать всем. Так считает Ян Питер де Йонг, CEO Microsoft Украина.

"Я хочу рассказать вам о взаимодействии с искусственным интеллектом на примере университета. Сначала один профессор объединил студентов, использующих разные платформы и соцсети для общения в единую сеть. Добавил учебники и полезные ссылки. Затем стал передавать лекции в прямом эфире, плюс транскрипцию, расшифровку этих лекций. Но студенты задавали вопросы, однажды их стало 2 тысячи. И мы создали бот, который отвечает на вопросы. Анализирует их и сразу распределяет по темам. А готовясь к лекции преподаватель мог посмотреть, какие именно моменты лекций вызывают больше всего вопросов. Затем решили сконцентрироваться на студентах и создали еще один бот, который подсказывает, какую тему стоит подтянуть. И дает необходимую информацию. Этот путь еще не завершен, там все продолжается. Этот пример крутой, они сделали все сами, без крупных инвестиций, без стратегий. Искусственный интеллект в данном случае был когнитивным и учился вместе со студентами, он мог прочесть, проанализировать и понять вопрос", — рассказывает де Йонг.

Индустрия будущего: как строить, управлять и получать прибыль от цифровизации

Ян Питер де Йонг. Фото: Trans4mations

По словам топ-менеджера Microsoft Украина, искусственный интеллект должен быть доступен для всех, для любых стран мира. При этом, ИИ должен быть непредвзятым и честным — как пример распознавание лиц, которое хорошо работает только с белыми мужчинами. Безопасным — чтобы во время операции у хирурга не сломалось оборудование. Обеспечивать приватность данных. Быть инклюзивным и подотчетным. И, конечно, мы должны понимать — хотя это технически сложный пункт — как ИИ принимает решения.

О скрытых и умных фабриках

Согласно исследованиям Ernst and Young, средняя эффективность современных промышленных предприятий — 55%. У лидеров — 85%.

Это значит, что у среднего предприятия есть "темный двойник": 45% "скрытая фабрика", которая занимается производством потерь.

"У каждого из нас есть свой цифровой двойник в соцсетях. Мы создаем цифровых двойников для фабрик и заводов", — говорит СЕО Сlobby Дмитрий Шаповалов.

Суть смарт-фабрики в том, чтобы покрыть оборудование — причем, не важно, насколько оно устаревшее — сетью датчиков и объединить все в единую систему, управлять которой будет искусственный интеллект.

"Есть такой инструмент, индустриальный интернет вещей. На одном из заводов мы установили 23 тысячи датчиков, там обрабатывается 60 млн событий в день. На основании этих данных ИИ может создать план производства. Человеку на это понадобится несколько дней, компьютеру — 3 минуты", — говорит Шаповалов.

В результате комплексного подхода к смарт-фабрике: к увеличению выпуска, сокращению процента брака и переходу на predictive maintenance, прогнозное техобслуживание, позволят при минимальных инвестициях догнать лидеров по эффективности.

О прогнозировании

Прогнозирование в производстве — отдельная тема. "Есть несколько подходов к отклонениям и авариям на производстве. Реактивный — реагировать, когда уже что-то случилось. Планово-предупредительный ремонт, но было исследование, которое доказывает, что это помогает в 20% случаев. Диагностика — как делают самолеты в аэропортах, проверяя перед стартом множество систем и подсистем, в результате чего 2017 год стал самым безопасным в истории коммерческой авиации. И, наконец, predictive maintenance", — говорит эксперт по предиктивности Кирилл Костанецкий.

В результате работы подобных систем, рассказывает Костанецкий, на заводе "Интерпайп-Сталь" удалось предотвратить 397 возможных выходов оборудования из строя. А о том, что в июне может сломаться часть системы газоочистки система предупредила еще в феврале, что дает возможность не держать полные склады запчастей, а спокойно закупить их в штатном режиме.

О том, какие результаты это приносит, рассказал финансовый директор "Интерпайп" Денис Морозов. Сначала компания ориентировалась на рынок СНГ и поставку крупных партий. Когда рынок стал недоступен, началась переориентация на ЕС и США, на мелкие партии, на подзаказное производство. Благодаря внедрению смарт-фабрики скорость обработки и приема заказов увеличилась в 2 раза, поставки в Европу выросли на 62%, в США — на 22%.

Компания видит путь каждого товара от сырья до готового продукта. В результате выполнение подзаказного плана выросло до 95% (в январе 2017-го было 62%), а выполнение отгрузки готовой продукции с 50% выросло до 79%. Используют и прогнозирование. "Раньше компания закупала запчасти, которые просто лежали, а потом продавались как неликвид или лом. А нужные приходилось срочно заказывать по любой цене, — говорит Морозов. — Сегодня мы знаем, что и когда может выйти из строя, есть "желтая зона". Если я знаю, что через 100 дней что-то перестанет работать, есть время провести тендер, купить запчасти и сделать ремонт".

Дмитрий Бунецкий, специально для transport-trust.ru

Источник

Читайте также