Экзамены на водительские права будут сдавать по-новому
Эксперты представили новую модель экзаменов на водительские права. Благодаря технологическим инновациям, которые устраняют человеческий фактор, она поможет минимизировать коррупционные риски при сдаче экзамена.
Об этом рассказали эксперты правительственно-общественной инициативы "Вместе против коррупции" и ОО "Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека" на пресс-брифинге в Украинском кризисном медиа-центре во вторник.
Предложения разработали на основе международного опыта, в сотрудничестве с ИТ-специалистами и специалистами Главного сервисного центра МВД. Они призваны " защитить людей, которые сдают экзамены, чтобы предотвратить то, чтобы от них требовали взятку, или намекали на взятку".
"Главная идея — что будущий водитель сам "ведет" себя от начала до конца во время сдачи экзаменов", — пояснила Олеся Архипская, менеджер проектов правительственно-общественной инициативы "Вместе против коррупции".
По подсчетам аналитиков этой инициативы, рынок услуг по "упрощению процедур" для будущих водителей может достигать $17,5 млн. Минимальная стоимость "подстраховки" на экзамене — $100.
Во время работы над моделью эксперты провели экспресс-опрос среди водителей, получивших права в 2016-2018 годах. В нем согласились принять участие 60 человек. Выяснилось, что 20% из них предлагали возможность получить водительское удостоверение, не сдавая экзамен. 40% были свидетелями покупки прав. 90% отметили, что такие вопросы решались на уровне автошколы.
Чтобы минимизировать коррупционные риски при сдаче экзаменов, был предложен ряд нововведений.
Первое новшество — запись на экзамен через личный электронный кабинет, без посредничества автошкол. Этот инструмент уже работает, с декабря 2018 года.
Второе, это идентификация личности человека, который приходит на экзамен, с помощью технологии сканирования лица — в дополнение к предъявлению паспорта. Это будет гарантировать, что человек лично придет составлять теоретический и практический экзамены.
"В смартфоне запускается программа, которая идентифицирует, кто пришел, определяет маршрут, на котором сдается экзамен, и определяет правила и критерии для сдачи. Это уже готово и можно запускать", — рассказал Игорь Ефремов, IT-специалист инициативы "Вместе против коррупции".
В-третьих, это видео- и аудиофиксация экзамена. В случае претензий к решению инструктора-экзаменатора можно будет доказать, были или нет с его стороны несправедливые выводы, попытки препятствовать или способствовать успешной сдаче экзамена. Также это гарантирует, что от начала до конца за рулем был именно тот, кто сдает экзамен.
Полный запуск модели на уровне страны возможно осуществить за 4-5 лет. Для внедрения нововведений нужны точечные изменения в законодательство, отмечают эксперты.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на transport-trust.ru в Telegram