Большая приватизация и ее подводные камни: что происходит с заводом "Большевик" (ФОТО)
Торги по продаже завода "Большевик" должны состояться в июне 2021 года — Фонд госимущества начал подготовку к его продаже и надеется выручить не менее миллиарда гривен.
По мнению ФГИ, передача предприятия, когда-то обеспечивавшего работой тысячи человек, в частные руки — единственный способ хоть частично реанимировать его. Но пока и даты торгов, и цифры приблизительные. Зато сложности процесса приватизации предприятия уже налицо и могут существенно усложнить его.
Подпишитесь на канал DELO.UA
transport-trust.ru побывало на заводе и рассказывает, как обстоят дела, чего хочет добиться Фонд госимущества и что думают о приватизации оставшиеся сотрудники предприятия.
Самый старый в Украине
Нынешний "Первый киевский машиностроительный завод" ("ПКМЗ") был основан в 1882 году и сейчас является самым старым машиностроительным предприятием Украины. За более, чем сто лет своего существования, завод несколько раз менял название. Самое популярное — "Большевик" — он получил еще в 1922 году. Под этим названием, по сути, предприятие прошло самый успешный период своей истории. В 2018 году в результате декоммунизации завод получил свое нынешнее название — "ПКМЗ".
Основной специализацией завода было создание от этапа чертежей до финального выпуска машин, агрегатов и автоматизированный линий для производства автомобильных и транспортных шин, резинотехнических изделий, пластмассовых труб, профилей, пленок, листов, емкостей, гранул. Также на заводе создавалось оборудование для нанесения резиновой и пластиковой изоляции на провода и кабели и агрегаты для переработки полимерных и резиновых отходов, в том числе изношенных шин. В 90-х на предприятии была проведена сертификация изготовления паровых камер форматоров-вулканизаторов (оборудование для вулканизации покрышек пневматических шин — transport-trust.ru) согласно правилам Американского общества инженеров-механиков (ASME) и налажено их производство.
В этот период машины и агрегаты с товарным знаком "Большевик" поставлялись на предприятия Украины, России, Беларуси, Индии, Шри-Ланки, США, Китая, Дании, Швеции, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Италии, Кубы и других стран.
Однако, в 90-е, после распада СССР, количество заказов на предприятии резко сократилось. В 1996 году на заводе работало порядка 6 тысяч человек, а во всех аффилированных с ним структурах — до 10 тысяч. В 2021 году на "ПКМЗ" осталось всего 236 сотрудников.
На "ПКМЗ" осталось всего 236 сотрудников. Фото: Константин Мельницкий/transport-trust.ru
Читайте также: ФГИ возобновит продажу спиртзаводов в марте: один из них продадут повторно
Приватизационная реальность
Основная площадка "ПКМЗ" находится в Киеве и занимает более 35 га в Соломянском районе города. На этой территории расположены более 20 цехов, из которых частично используются только два. В ФГИ отмечают, что 80% имущества завода находится в аварийном состоянии, а самому "молодому" станку — 48 лет.
Оборудование на заводе не обновлялось более 50 лет. Фото: Константин Мельницкий/transport-trust.ru
Сам завод — давно убыточный: так, в 2020 году предприятие ушло "в минус" на 22 миллиона гривен, а общая сумма его задолженности, по данным ФГИ, превысила 500 миллионов. Из них 320 миллионов — это налоговый долг (в том числе и ежегодный налог на землю в размере порядка 40 миллионов гривен), более 150 миллионов предприятие должно коммерческим структурам. Из-за долгов на все имущество и счета наложен арест.
"На сегодняшний день все наши счета заблокированы, арестованы. В отношении предприятия ведется несколько десятков исполнительных производств. Единственное, что мы можем делать — получать деньги за аренду и выплачивать зарплаты. Возможности сделать любые другие платежи с нашего счета у нас нет", — говорит и. о. правления АО "Первый Киевский машиностроительный завод" Леонид Крупник.
Предоставление помещений в аренду, как отмечают ФГИ, сейчас и есть основным видом заработка, на долю которого приходится 75-80% всех денежных поступлений предприятия. При этом, производством занимаются только порядка 20% арендаторов.
"В среднем в год доход завода составляет порядка 40 миллионов гривен. Но доход от его производственной деятельности составляет порядка 5 миллионов гривен. 35 миллионов гривен — это доход исключительно от предоставления помещений в аренду. Поэтому, сказать, что завод активно работает, нельзя", — говорит заместитель главы Фонда госимущества Тарас Елейко.
По мнению Крупника, такая ситуация сложилась в том числе и из-за того, что ранее предприятие изготавливало экспериментальное несерийное оборудование. А сейчас оказалось в ситуации, когда спроса на подобные агрегаты практически нет, поэтому основная часть нынешних заказов — ремонт изготовленного ранее оборудования, азотирование и термообработка деталей. Более того, по его словам, восстановить полноценное производство в том виде, каким оно было в 90-х, на территории бывшего "Большевика" уже невозможно.
В том, что приватизация предприятия — единственный вариант, уверены и представители ФГИ. Как подчеркивает Елейко, для того, чтобы рассчитаться с долгами завода и наладить производство, нужны колоссальные инвестиции. Как раз их, а также стратегию развития и реновацию территории, и ждут от нового собственника. А еще — уплату налогов в казну города и создание большого количества новых рабочих мест для его жителей.
Цех №1 завода не используется уже 3 года. Фото: Константин Мельницкий/transport-trust.ru
Трудовой коллектив предприятия, впрочем, не столь оптимистичен: в упадке завода сотрудники винят его руководство и боятся, что после приватизации новый собственник не станет бороться за восстановление промышленного производства, а пустит территорию в прицентральной части столицы под застройку.
"В том, что завод в таком состоянии, виновато руководство и государство. 100% акций завода находятся в ФГИ, который бы должен был руководить наблюдательным советом завода. Но все эти годы ФГИ не обращал внимания на работу предприятия, — заявляет глава профсоюзного комитета "ПКМЗ" Валерий Скрипка, — За один год поменялось четыре директора. Они не специалисты в этой сфере. Мы видим в этом то, что завод просто хотят загубить, хотят сделать здесь стройплощадку и построить жилой массив".
По мнению коллектива, восстановить завод вполне реально, сохранив уникальные станки и закупив новые. Но проблема, по словам Скрипки, в том, что завод не принимает долгосрочные заказы, хотя может это делать, работая на импорт. Тем более, что интерес других стран к продукции "ПКМЗ" есть. Более того, глава профсоюза уверен, что руководство завода от подобных заказов отказывается из-за "установки от ФГИ".
Так же негативно сотрудники завода оценивают и намерения руководства перенести оставшееся имущество на вторую площадку — Жашковский машиностроительный завод, расположенный в Черкасской области, наладив основные виды производства там. По словам Скрипки, часть оборудования перевезти туда просто невозможно, поэтому оно будет попросту утеряно.
Читайте также: Стоимость приватизированных объектов рядом с "Тарелкой" на Лыбедской превысила 200 млн грн
В чем сложности
На сегодняшний день ФГИ уже начал процедуру подготовки "ПКМЗ" к приватизации. По словам Елейко, ограничения для будущих участников аукциона буду минимальными, поэтому получит предприятие тот, кто больше заплатит. По оценкам Фонда, речь идет минимум об одном миллиарде гривен. Однако, пока не известна даже стартовая цена "ПКМЗ", с которой его выставят на торги. Ее, как и постприватизационные условия, определит советник KPMG Украина и утвердит Кабинет министров.
"Условия договора сейчас разрабатывает консорциум советника KPMG и других компаний, которые нарабатывают варианты лучшего использования территории, развития производства. Когда этот процесс закончится, все будет представлено Кабинету министров и будут приняты решения о том, как и на каких условиях его приватизировать. Мы будем готовы, но есть "но": на данный момент Верховная Рада законодательно заблокировала возможность проводить аукционы по большой приватизации. В первом чтении уже был принят закон, позволяющий ее разблокировать, и мы ждем его второе чтение. Если это состоится в ближайшие два месяца, ФГИ будет готов провести аукционы ориентировочно в июне", — говорит Елейко.
Послеприватизационные условия, о которых говорит замглавы ФГИ, в том числе могут обязать нового собственника в том или ином виде сохранить на территории завода производство. Однако, это еще одна "неизвестная" в истории с продажей завода — в ФГИ отмечают, что условия пока не определены, а базово решения относительно перспективы развития предприятия и территории, на которой оно находится, будет принимать уже новый его собственник.
"Сохранение производства может быть одним из таких условий. Но у завода есть еще одна производственная площадка в Жашкове. Если экономически более выгодно будет сохранять производство в другом месте, то это уже будет на усмотрение новых собственников", — говорит Елейко.
Руководство завода и ФГИ намерены переместить оборудование на Жашковский машиностроительный завод. Фото: Фото: Константин Мельницкий/transport-trust.ru
Это же касается и целевого назначения 35 га, на которых расположен завод. На сегодняшний день это — промышленное производство, а сама земля у предприятия находится в праве постоянного пользования. Но изменить ее целевое назначение или оставить как есть — тоже будет прерогативой нового собственника, говорит замглавы ФГИ.
Среди вопросов, отягощающих процесс приватизации, есть и действующие договора аренды помещений предприятия. Все они перейдут новому собственнику завода, который и будет принимать решение об их расторжении и продлении. Более того, новые договора предприятие сейчас заключает с условием, что будущий собственник сможет разорвать их в любой момент в одностороннем порядке, отмечает Елейко. Впрочем, действующие договора аренды могут усложнить процесс и повлиять на стоимость лота на торгах, пишет в колонке для издания The Page управляющий директор Colliers International (Украина) Александр Носаченко.
Более того, внимания заслуживает и то обстоятельство, что несколько цехов завода ранее уже были проданы на торгах. Так, на аукционах "СЕТАМ", которые состоялись 7 октября 2019 года, были выставлены нежилые помещения завода общей площадью 6399,20 квадратных метров. В том числе и два цеха — №14 (площадью 2350 квадратных метров) и №10 (2150 квадратных метров), западная проходная (1000 квадратных метров), склад двигателей (474,8 квадратных метра) и кислородная газовая станция (392,5 квадратных метра). Эти объекты были проданы на аукционе ООО "Агромил Дистрибьюшн" за 23,54 миллиона гривен. ФГИ и АО "ПКМЗ" сделку назвали незаконной — на все имущество предприятия наложен налоговый арест — и обжаловали ее в судебном порядке. Поставить точку в разбирательстве удалось лишь на днях: 18 февраля 2021 года Кассационный хозяйственный суд оставил принятое в 2020 году решение суда о возвращении объектов в госсобственность, которое пыталось обжаловать ООО "Агромил Дистрибьюшн", в силе. Если бы эти помещения остались в частной собственности на момент приватизации, это бы не только снизило стоимость завода, но и создало бы сложности в дальнейшем комплексном использовании его территории.
Читайте также: В Украине на аукцион выставили первую тюрьму (ФОТО)
Впрочем, объектом споров является еще один цех завода — №5, который сейчас находится в долгосрочной аренде. Его намерена выкупить Киевская городская государственная администрация, а после — снести для строительства второй очереди транспортной развязки возле Шулявского моста. Однако, КГГА, ФГИ и "ПКМЗ" пока так и не сошлись в вопросе цены. Так, Фонд госимущества оценил цех в 700 миллионов гривен, а городская власть на такую сделку не согласна. Однако, и окончательную сумму, за которую город готов его выкупить, в КГГА пока не назвали — ориентировочно она может равняться долгу предприятия городу и составить более 200 миллионов гривен. В то же время, мэр Киева Виталий Кличко обещал достроить развязку до лета 2020 года.
"Главная проблема в завершении строительства Шулявского путепровода — пятый цех завода "Большевик". Она давно не работает, полуразрушен. И там сегодня продают секонд-хенд. Сам завод "Большевик" должен городу более 200 миллионов платы за землю. Что же делает Фонд госимущества? Там говорят, что город может его купить за 700 миллионов!, — заявил Кличко в феврале 2020 года, — Такой подход — это грабеж жителей Киева. Если Фонд Госимущества не передаст на баланс города пятый цех, я буду обращаться к киевлянам, чтобы тоже давить на эту структуру. Для нас главное — вовремя завершить важный инфраструктурный объект, который улучшит трафик в городе".
Позднее Кличко даже заявил, что "если они этот цех не снесут, мне ничего другого не останется, кроме как самому садиться на бульдозер и сносить его". Впрочем, по состоянию на февраль 2021 года и несмотря на то, что часть Шулявского моста была отремонтирована, развязки возле него по-прежнему нет, а цех №5 завода стоит на месте.
Реконструкция Шулявского моста. Фото: Facebook/Шулявський міст
Это значит, что, либо стороны договорятся в ближайшие месяцы, либо здание станет еще одним камнем преткновения в процессе приватизации "ПКМЗ".
Текст: Дарья Нинько
Фото: Константин Мельницкий
специально для transport-trust.ru