Актуальный "Щелкунчик": Как вывести культуру из области маргинеза — Алена Матвиенко
29 и 30 декабря в Киеве в Октябрьском дворце состоится премьера балета "Щелкунчик. Новая старая сказка". Основатель продюсерского центра Алена Матвиенко рассказала о том, почему она и Виктор Ищук, премьер Национальной оперы Украины и основатель театра Ukrainian Classical Ballet, решили заняться балетом, который идет на сценах театров мира уже более 120 лет.
Но delo.ua расспросило Алену не только о ее новаторских творческих идеях. Было интересно узнать мнение независимого балетного продюсера (что в Украине большая редкость), в портфолио которой успешный "Великий Гетсби", о бизнес-потенциале украинских креативных индустрий, о стратегии создания проектов must have в сфере классического искусства. А также о том, на чем необходимо сфокусироваться государству в его культурной политике.
Кратко и по делу в Telegram
Продюсер Алена Матвиенко с сыном и хореограф Виктор Ищук во время постановки балета "Щелкунчик. Новая старая сказка". Фото: Наталья Фортунатова
Если теряешь школу, традиции, преемственность — это беда
Продюсеры постоянно говорят о том, что и в столице, и в других украинских городах миллионниках отчаянно не хватает концертных площадок. Идеи, как решить эту боль, возникают постоянно, но пока безрезультатно. Помню, была идея строительства концертного зала, визуализацию для которого сделала знаменитая архитектор Заха Хадид. Почему этой идее не суждено было осуществится ?
Больной вопрос. Мало того, что Заха сделала визуализацию, она еще и нашла финансирование. Этот концертный зал должен был выглядеть как раскрывшаяся хризантема — невероятно красивая. И лучшее место для него Заха видела там, где расположена арка Дружбы народов. Но эту площадку наши власти так и не выделили. Пока шла вся эта тягонина, Заха скончалась.
Читайте также: Украинская киноиндустрия переживает кризис роста — Юлия Синькевич, генпродюсер ОМКФ
Если говорить о классическом искусстве, какая государственная поддержка необходима, чтобы было видна динамика, активное развитие?
Государственная поддержка должна быть институциональной и структурной. Это в первую очередь, создание концертных площадок иподдержка образования.
Недавно на радио мне задали вопрос: "Правда ли, что мы в области балета впереди планеты всей?", на что я ответила: "Уже нет". И это при том, что у нас богатейший генофонд в области искусства — балета и музыки. У нас очень талантливые люди. Но если ты теряешь школу, традиции, преемственность — это большая беда. Понижается уровень образования в классической сфере.
Но сейчас столько возможностей для самообразования. Для балета это приемлемо?
Конечно, люди талантливые, самородки, могут потом получить недостающее образование самостоятельно. Но у них должна быть возможность это сделать здесь, в Украине. А когда этой возможности нет, что человек делает? Уезжает. У нас сейчас талантливые ребята с училища уезжают. И это большая проблема. Да и хедхантеров никто не отменял, а в мире немало стран, где в отличии от Украины, понимают для чего им это искусство.
Самые классные, самые талантливые уезжают. А те выпускники училища, которые сейчас попадают в оперный театр… Считаю, что это не уровень для первого театра страны.
Иметь возможность уехать, получить европейский опыт — для талантливого молодого человека это же отлично...
Отток — это не проблема. Наоборот супер: люди расширяют свои горизонты, получают опыт новой школы, получают новый репертуар. И отлично, если они возвращаются, поработав несколько сезонов в какой-либо труппе. Но они же не возвращаются.
У вас есть единомышленники, с кем можно объединяться?
С кем мне объединяться? Если не брать государственные театры, которые все новое отторгают, остается только Раду Поклитару ("Киев Модерн-балет"). Хотя он тоже уже зависит от государства.
Это ситуация монополии. А монополия всегда закрыта и борется с любым точечным проявлением чего-то другого. Нужна смена системы, я много об этом говорила. В какой-то момент я просто устала быть скандалисткой — ведь когда ты пытаешься достучаться, тебя воспринимают как скандалистку. И тогда хочется махнуть на все рукой.
Почему не махнули?
У меня случилась перезагрузка - после рождения ребенка. Я поняла, что хочу и буду заниматься тем, что я люблю, что мне интересно, приятно. Я получаю удовольствие от того, что привожу в Украину классные труппы, и когда я ныряю в создание нового проекта, как сейчас.
А деньги это приносит?
Далеко не всегда, но бог с ним. Зато я занимаюсь любимым делом.
О меценатах, инвесторах и конкурентной среде
Что помогает находить проекты, в которые "ныряете"?
Уже сделанные проекты очень помогают. Вот "Гэтсби" (балет "Великий Гэтсби" - delo.ua), мне, например, очень помог. Во-первых, мне лично. Я поняла, что могу создать целую махину. Конечно, это был год, когда ты работал круглосуточно, потому что днем у нас были репетиции, кастинги, по ночам я с братьями Стеколенко, создателями видеоконтента, делала видеопроекции и тому подобное.
Но это дало веру в себя, в то, что ты можешь потянуть большую форму. Это хороший фидбек при сотрудничестве с другими компаниями. За год, пока этим занималась, познакомилась с кучей людей. А театральный мир основан на личных взаимоотношениях.
Сцена из балета "Великий Гэтсби" , Киев, 2014
Не было идеи сделать фестиваль?
Мечтаю об этом. Но фестиваль — это не просто дорого, а невероятно дорого. Без должного финансирования нет смысла начинать. В области организации фестивалей у нас невозможна здоровая конкуренция с государственными театрами, которые получают бюджет, имеют площадку, труппу. А частная компания-организатор оплачивает аренду площадки, привоз и работу артистов, налоги, проценты балетных операторов, рекламу.
Есть и такой момент: успешный продукт в культурной сфере не сделаешь, если ты этим не живешь. Он становится частью твоей жизни, а не бизнес-проектом. И ты будешь уходить в минус, добиваясь максимального результата.
Балет "Щелкунчик. Новая старая сказка" как финансируется?
У нас и нет никаких меценатов, обходимся своими деньгами.
Почему в Украине мало меценатов? Из-за рационального склада мышления у большинства бизнесменов, которым в постоянной политико-экономической турбулентности не до искусства?
Многое зависит от общего уровня культуры. Находятся же меценаты на конкурс красоты мисс Украина.
Закон о меценатстве, о котором ежегодно говорят, но все никак не примут, может помочь - если вложения бизнеса в культурные проекты будут частично засчитывать в уплату налогов?
Один закон о меценатстве не поможет, потому что меценаты будут давать деньги на попсу. Тут еще есть задача — растить меценатов, для которых поддерживать культуру престижно.
И привлекать инвесторов...
Инвесторы, вкладывающие в культурные проекты, появятся у нас тогда, когда появится конкурентная среда.
А когда они понимают, что они инвестируют в абсолютно неконкурентную среду, то они становятся меценатами. Это комплексная проблема.
Актуальный "Щелкунчик" и мастерство продюсера
Рискованное дело затеяли. Ведь новогодний поход на "Щелкунчика" - для одних это наводящая оскомину обязаловка, для других - милая привычка, для третьих - святая традиция, к которой лучше не прикасаться...
"Щелкунчик" воспринимается как обязаловка, потому что словно пылью притрушен. И не стоит забывать тяжелую историю самого балета. У Чайковского умерла сестра, были проблемы в личной жизни. Может быть поэтому в его музыке к этому балету много трагизма. И сказка Гофмана - еще тот вынос мозга. И история создания балета. Ставить балет должен был Мариус Петипа, но он заболел и перебросил постановку на Иванова, для которого это было из разряда" на голову упало".
Балет на протяжении всех 127 лет существования дорабатывали. Потому "Щелкунчик" — как лоскутное одеяло, если посмотреть глобально.
В одних театрах - как, например, в Американском театре балета - делается упор, в основном на Candy Castle (сказочный город конфет) , у Щелкунчика с Кларой только одно па-де-де и все — Щелкунчик закончился, Рождество.
У Баланчина этот балет вообще не об истории Щелкунчика. Это чистая техника танца, изумительная хореография, прекрасный вальс снежинок. Версия Войнова у нас считается самой удобоваримой, но в ней тоже многое не раскрыто из придуманной Гофманом истории.
А ваш "Щелкунчик какой? Что в нем будет уникального?
Мы сохранили красоту этой музыки и тех хореографических частей, которые действительно классические, выверены временем. И вводим то, что актуально для современного зрителя и современных детей.
Чтобы люди полюбили классическое искусство, вообще искусство, балет, современный балет, оперу — оно должно быть актуальным: и техника, и информационная подача. Причем зритель должен быть подготовлен, прокачен.
Посмотрите, в Фейсбуке часто гуляют ролики из Вены, с гигантских классических солянок: музыка в исполнении симфонического оркестра и оперные арии. И сотни людей, которые никогда в жизни не пойдут на классический концерт, лайкают эти ролики и делятся ими. Потому что подача — она им понятна. Анатолий Кочерга (звезда мировой оперной сцены) мне рассказывал: "Понимаешь, в Германии, в небольших городках, где 25 тысяч населения, мы могли давать пять концертов классической музыки подряд с полными аншлагами". И в каждом городке есть качественные концертные залы.
Сделать классическое произведение актуальным и интересным для зрителя — в этом заключается мастерство продюсера.
Надо работать над тем, чтобы расширить диапазон зрителя. На мои проекты ходят и любители классического балета, и неклассического, и гламура.
А по возрасту?
Очень разные. Начиная с подростков. Танец не имеет возрастных ограничений, как и любых других.
Когда мы в феврале привозили балеты Иржи Килиана, то наблюдали такую картину: компания, в которой жены привели мужей, и у тех на лице написано "мужики не танцуют", а под конец одного зацепило, другого… И эти брутальные мужчины начинают подпрыгивать и аплодировать "6 танцам", потому что их это развеселило, понравился комизм, был сделан первый шаг, чтобы они полюбили балет.
Алена Матвиенко с артистами балетной труппы под руководством легендарной Нино Ананиашвили (Тбилисский театр оперы и балета). Прект "Шедевры современной хореографии", балет "Шесть танцев", Киев, 2019. Фото: Facebook
У меня есть и личная история: отличная иллюстрация того, что главное - правильное восприятие, правильная подача и нужный момент.
Я с моим будущим мужем познакомилась в тот год, когда мой брат Денис (Денис Матвиенко, звезда международной балетной сцены — delo.ua), начал танцевать в оперном театре. Естественно, я его постоянно тягала на спектакли, он терпел, и только спустя годы признался, что "Лебединое озеро" — два часа и все в белом — для него был ужас ужасный. Понимая, что балет - это мое, поддерживал меня, но любителем не был. До одного момента.
Мы были в Венеции и как раз туда приехал с гастролями Михайловский театр, в котором работал Денис и его жена Настя. Они танцевали "Жизель" в редакции Никиты Долгушина, который поставил свою версию — абсолютно классическую, возродив романтизм этого балета. Не было дурной дежурной пантомимы. Он требовал, чтобы любой поворот головы был осмыслен — и наконец, "Жизель заиграла". Плюс красивый театр La Fenice, красивая публика, красивый оркестр.
Перед спектаклем муж предложил: "Может я в ресторане подожду". Но я его завлекла внутрь, сказав: " La Fenice -это яйцо Фаберже. Ты должен увидеть". Пошел он в этой яйцо Фаберже и после первого акта, поворачиваюсь к нему, а он рукоплещет, после второго акта побежал на площадь покупать розы. Понимаете? И после этого он стал любить балет. Все наконец сложилось. Хотя это была "Жизель", а не современный балет, который, кажется, легче воспринимается современным зрителем. И теперь ты его не обманешь, показывая черт знает что.
Мы перестали продуцировать звезд
Нередко, говоря об украинской литературе, кино, арте, критики отмечают местечковость, отсутствие международных звезд. В сфере классического искусства со звездами была более опимистичная ситуация. А как сейчас?
Мы перестали продуцировать звезд. Последней международной звездой, которая продолжала работать у нас в театре, была Елена Филипьева. Ее покупали импресарио. Все остальные не котируются: это не те звезды, которые продают театр. Произошло такое, потому что театр сам не имеет веса и не продуцирует звезд, а это очень важно для артиста. Для того, чтобы, грубо говоря, заработать деньги, ты должен получить имя.
Как менять ситуацию? Приглашать зарубежных режиссеров?
Труппа должна быть интересна, гастролировать не по селам, а по всему миру, должна быть критика в тех странах, должны быть фидбеки. Серьезная работа, которая должна делаться менеджментом театра.
Обычно жалуются на нехватку финансирования…
Не деньгами поднимают уровень, а пониманием того, что нужно сделать. Должны быть четко обозначены, как в любом бизнесе, миссия, визия и цели.
Фриланс быстро набирает темпы. В сфере балета, классической музыки та же тенденция?
В нас нет понятия "фрилансер". Артисты до сих пор стремятся зафиксироваться, о пенсии думают. А те, которые готовы, — уезжаю и работают как фрилансеры в труппах за рубежом.
Во всем мире, даже будучи фрилансером, и классические музыканты, и артисты балета приходят в театр на каждодневные репетиции и тренировки. То есть у них есть база, где они могут ежедневно заниматься, готовить партии, делать с утра класс у станка. У нас же, если ты не в штате, ты не придешь в театр, тебя не пустят.
Частные продюсеры, как вы, при каких условиях у нас будут появляться?
Чтобы появлялись частные продюсеры театры должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Должны говорить: "Ребята. приходите — у нас мозгов не хватает, или времени, или денег. Вот вам база, вот вам артисты — делайте. Мы хотим, чтобы наше имя гремело". Но они не хотят, чтобы их имя гремело.
Читайте также: Почему "Джаз Коктебель" пройдет не на море и что с ним будет дальше — Лилия Млинарич
Инструменты, создающие магию
Сколько надо на финансирование таких проектов "чтобы имя гремело"?
С "Гэтсби", мне повезло, я нашла инвестора, по большому счету, мецената, который очень любит именно балет, он воспитан на этом и воспитывает так своих детей. Он инвестировал солидную сумму. "Щелкунчика", как уже сказала, мы с Виктором Ищуком своими деньгами вытаскиваем.
Вложения не окупятся за первые спектакли. Рассчитываю, что наш "Щелкунчик" будет жить долго и очень успешно, включая гастроли, и тогда мы вернем деньги.
Сцена из балета "Щелкунчик. Новая старая сказка". Фото предоставлено продюсерским центром Алены Матвиенко
Что является основным драйвером при решении заниматься такими проектами?
У меня сейчас помимо продюсерских амбиций создать классический полнометражный балет собственными руками, есть еще и "мамская" цель. Я мечтала, чтобы мой сын, пойдя на свой первый спектакль, видел настоящую, классную сказку. Реально классную, такого уровня, как в Royal-Ballet делают "Алису в стране чудес". Такую, какая зацепит, даже если ты балет не любишь, когда балет, как фильм на сцене: актерская игра, костюмы.
Мы воплоти идею, которую уже опробовали в "Гэтсби" - симбиоз разных видов искусств. В существующих "Щелкунчиках" и не пахнет сказкой Гофмана. Мы даже смеялись, что тогда и название нуарное должно быть, потому что история достаточно нуарная. Это прощание с детством. Но тогда, как я сказала: "Это уже какой-то Стивен Кинг получается". Подумали, ладно, не будем уж совсем добивать публику.
То есть все-таки это будет классический "Щелкунчик"? Почему тогда в названии "новая сказка"?
Будет классический Щелкунчик, но с внятно проговоренной Гофманом историей. Мы не фокусируемся только на хореографическом тексте, в его стандартном понятии: "ладно, главное, чтобы хорошо па были видны". Мы вводим те инструменты, которые помогают создать эту магию.
На репетиции балета "Щелкунчик. Новая старая сказка". Фото предоставлено продюсерским центром Алены Матвиенко
Когда начали обмениваться идеями, поняли, что языка классической хореографии, инструментов классического театра не хватает. Так появилась идея привлечь настоящего иллюзиониста. Щелкунчик будет появляться из неоткуда и пропадать — то есть будет эффект "wow". Характерный танец — китайский, русский — никто лучше артистов ансамбля Вирского не исполнит, ни один классический танцовщик не заставит себя так "забацать" народный танец. Поэтому мы привлекаем этих ребят. Восточный танец у нас будет воздушная гимнастка исполнять. Она будет, как птица в клетке.
Драйверы для команды
Вы реализуете свои продюсерские и мамские амбиции, Виктор — свою хореографическую мечту. А что драйвит команду?
Так получилось, что у нас в этой истории каждый реализует свою мечту - такая Dream Team.
У нас даже есть хэштег для этот балета "Мрії здійснюються".
"Щелкунчик" особенный еще и тем, что входит в жизнь артиста балета еще со школы, в отличии от многих других балетов. Потом каждый солист, перетанцевав кучу редакций, остается неудовлетворенный тем "Щелкунчиком", который он танцует. Я думаю, у многих есть мечта, станцевать своего Щелкунчика.
А когда думала над дизайном костюмов, поняла, что хочу привлечь фешн-дизайнера или шоу-дизайнера, потому что у них взгляд не замыленный, и они могут предложить неожиданные решения. И тут подруга говорит: "Я переписываюясь с Анжелой Лисицей (дизайнер, автор костюмов для финалистов Евровидения, телевизионных шоу, спектаклей и фильмов. - delo.ua, рассказываю ей о "Щелкунчике", а она пишет, что у нее с детства была мечта сделать костюмы для Щелкунчика". И все сложилось. Единственная проблема — что Анжела в Австралии, потому я еду, выбираю образцы тканей, а потом онлайн показываю, как они играют.
Иллюзионист у нас — молодой парень, закончил эстрадное- цирковое училище. Я себе Дроссельмайера другим представляла, говорю: "Надо тебя на каблуки поставить и усы какие-то приклеить, чтобы ты как-то весомей был". Но он нереально харизматичный. Рассказал, как в детстве в первый раз в театр попал: его родители из Чернигова привезли на "Щелкунчика". Говорит: "Я и не думал, что я попаду в такое". Мы его учили танцевать, вливаться в хореографический текст. Наш Дроссельмайер будет настоящим волшебником. В команде у всех глаза горят, как у детей. Это здорово.
А солистов как нашли?
Это еще одна идея фикс была. Потому что те Щелкунчики, который нам здесь показывают на Новый год, считаю обманом зрителя. Билеты в оперный продаются за немалые деньги не то что на третий состав, на академию Лифаря, потому что два состава театра уезжает на гастроли. Ну так продавайте честно, по 500 гривен, вы же вообще бесплатно этих артистов получаете.
Так можно навсегда отбить желание ходить на балет...
Поэтому у нас ведущие партии исполняют звезды. На двух премьерных спектаклях, у нас Клару (или Мари, все называют по-разному) танцует Лиза Чепрасова, которая благополучно уехала в Будапешт и хорошо себя там чувствует в роли примы.
Сцена из балета "Щелкунчик. Новая старая сказка". Фото предоставлено продюсерским центром Алены Матвиенко
"Щелкунчик. Новая старая сказка". Фото предоставлено продюсерским центром Алены Матвиенко
А Щелкунчика (Франка, в разных вариациях по-разному), танцует итальянец Франческо Пиччинин. Он сейчас солист эстонской оперы, окончил Академию Ла Скала и Академию Венской оперы. Я его увидела, когда была на фестивале балета в Тбилиси у Нино Ананиашвили. Он танцевал классическое па-де-де. Подумала, "Боже, принц просто". Так что у нас — красивый Щелкунчик.
Пишите отзывы, любые
Какие рекламные инструменты используете? Социальные сети помогают в промо?
Помогают, если ты зацепишь людей, потому что дают прямую коммуникацию. Используем весь медиа-микс, который нам доступен. Много, естественно, уделяем внимания современным средствам коммуникации.
Но я хочу, чтобы жизнь людей наполнялась не только контентом социальных сетей, чтобы они в соцсетях обсуждали то, что они увидели в реальной жизни. Призываю — пишите отзывы, любые, даже плохие.
Пишут?
Очень мало кто ведется. Социальные сети - это скорее такая сублимация, обезличивание себя, а тут ты должен что-то личное выдать. На это смелость нужна.
Наверное, некоторые считают, что ничего не понимают в балете и потому им лучше молчать…
Не нужно ничего понимать, главное то, с чем ты вышел, с каким ощущением. Если ты вышел с послевкусием — это здорово. Что дает людям искусство? Оно заполняет дыры. Если эти дыры не заполняются чем-то красивым, они заполняются или едой, или телевизором.
- Продюсерский центр Алёны Матвиенко занимается развитием актуального балета в Украине.
- За восемь лет центром было организовано более 50 событий. В Украине были поставлены балеты Radio and Juliet, Quatro, Stabat Mater, "Класс-Kонцерт" и самый масштабный проект центра — балет The Great Gatsby.
Беседовала Елена Гладских